Люди, судьбы
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Курганинск стал для многих бывших бамовцев любимым городом

Сегодня рассказ пойдет о Татьяне Кожухановой, работавшей на Байкало-Амурской магистрали около 30 лет, жительнице нашего города с 2015 года.

- Правда, когда говорят; «Если есть на свете рай, это – Краснодарский край!» - утверждает моя собеседница. И она хорошо знает цену этим словам.

Мой адрес – Советский Союз!

Татьяна Борисовна родилась на Донбассе, училась в железнодорожном училище в городе Авдеевка, работала радиомонтажником на военном заводе в Новой Каховке, объехала многие регионы страны в качестве проводника и начальника поезда. В 1984 году она, вместе с подругой, в порыве романтических чувств приехала в Тынду, ставшую знаменитой благодаря теленовостям и песням. Будучи шестиклассницей на уроках музыки пела: «Слышишь, время гудит «БАМ!», на просторах крутых – «БАМ!». Увы. действительность оказалась далека от воспетой в песнях и стихах, но девушек это не смутило..

- Был ноябрь, 35-градусный мороз, а мы одеты по-осеннему. Пока с поезда добрались до тепла, признаюсь, колготки примерзли к коже, - вспоминает Татьяна Борисовна первый день в регионе, приравненному к Крайнему Северу и где зима длится 8 месяцев в году.

Тында уже отстроилась, была многоэтажной, но и частного сектора много. Поначалу Татьяна с подругой поселились в вагончике, затем – в щитовом домике типа барака. Жилье - покупное, бытовые условия были очень далекими от комфорта. Но все равно люди как-то обустраивались, старались даже картошку выращивать на крохотном огородике, зелень. Главное - жили дружно, весело. Квартира была приобретена только в 2006 году.

Проводник – это не только «выдать белье и чай»

Татьяна Кожуханова большую часть трудовой биографии провела в дороге. Это и о ней тоже слова: «Сердце мое стучать не устанет - комсомольское сердце в груди. Старость меня дома не застанет – я в дороге, я в пути!» В Тынде Татьяне удалось устроиться по уже имеющейся у нее специальности, хотя набор проводников завершился: помогли соответствующее образование и двухлетний опыт работы в Донецке.

Далее она работала последовательно проводником, диспетчером, начальником поезда, региональным директором ООО «Экспресс-Амур», инженером по охране труда. О каждом из этапов ее трудовой биографии можно написать по книге, но пока - в нашей газете и, к сожалению, совсем коротко.

Рассказ собеседницы о работе проводников полностью развеял мои представления об этой специальности. Да и любой удивится, сколько обязанностей выполняют проводники помимо проверки билетов, выдачи постельного белья, соблюдения чистоты в вагоне.  

- Поезд движется, а я одним ухом слушаю пассажира, а другим - стук колес, - рассказывает Татьяна Борисовна. - Если промежутки между звуками короче, значит, на колесе образовалась выбоина. И если ее диаметр 1 или 2 мм, колесо уже может разбить рельс, и следующий поезд пойдет под откос. Такое явление называется «ползуном». Я прислушивалась и к свисткам машиниста, потому что он может подать сигнал об отказе тормозов. В данном случае проводники должны одновременно остановить поезд каждый своим ручным тормозом.

И она до сих пор, когда едет на поезде пассажиром, слушает, как стучат колеса и какой сигнал подает машинист. Однажды эта профессиональная привычка пригодилась. Так что бывших проводников тоже не бывает.

Семь дней в пути, а событий - на годы

Татьяна Кожуханова эмоционально рассказывает о пережитом много лет назад:

- Главное в работе проводника - обеспечение безопасности движения и культура обслуживания пассажира. Правда, некоторые из них думают, да что вы, девушки, можете? А мы людей спасаем! Для этого нас учили и роды принимать, и первую медицинскую помощь оказывать, и в техническом состоянии вагона разбираться. Проводник должен быть и психологом – уже при посадке «сканируешь» пассажиров и молишься, чтобы не попался неадекватный человек. Одного такого я запомнила навсегда – всю душу вынул. Но порадовал пассажир, который подарил книгу с автографом, потому что три раза ехал в моем вагоне.

Главное личностное качество проводника  – умение принимать оперативные решения. В дороге, особенно на больших перегонах на несколько часов, экстремальную ситуацию придется разрешать самому. Это – в технических случаях, а сколько было скандалов наподобие драки в вагоне 50 нетрезвых вахтовиков… Пришлось успокоить их пенным огнетушителем, иначе было не справиться – милиция в те годы поезда не сопровождала.

Также несколько раз Татьяна Кожуханова, женщина небольшого роста, ради пассажиров проявляла недюжинную силу. Особенно запомнился этот случай:

- На одной из станций стоянка была две минуты. Вижу, пожилой мужчина, мне показалось, с лыжными палками, не может пойти через толпу продавцов возле дверей вагонов. Я схватила старика, одним движением подняла и перекинула через себя. Сама удивилась своей силе. Выяснилось, что у него вместо ног – протезы, в руках были костыли.   

Люди проверяются дорогой

В практически замкнутом пространстве вагона люди по-разному переносят длительную поездку. 

- Например, маршрутами «Тында – Москва» или «Тында – Кисловодск» едем шесть и семь дней. Всякое происходит: молодые люди познакомились и уже готовы пожениться, а супруги, наоборот, решили развестись. Многие делятся с проводниками душевной болью, секретами: рассказывают о том, что никогда близким не рассказали бы. Так на людей дальняя дорога действует, - говорит Татьяна Борисовна.

Собеседницу слушать – одно удовольствие: парой слов может точно охарактеризовать пассажира, ситуацию так, что представляешь все как наяву. Да, были в этой деятельности свои плюсы, но и у нее произошло так называемое профессиональное выгорание. Пришлось поменять работу проводника на должность диспетчера станции Тында в 1988 году, затем стала начальником поезда. На новых должностях в разы увеличилась ответственность, в подчинении уже были сотни человек; как, например, в должности регионального директора ООО «Экспресс-Амур». И опять все порой решали минуты.

- Мне звонят и сообщают, что в одном из вагонов прибывающего к станции поезда предстоит замена колеса, и  пока человек говорит, я уже принимаю решение, как это сделать быстро, - делится об одном из многочисленных рабочих моментов в качестве диспетчера Татьяна Борисовна.

Иной раз ей приходилось принимать жесткие решения в отношении нерадивых сотрудников, но и они же при ее отъезде из Тынды подарили памятную медаль с надписью «Лучший босс».

БАМ – хорошо, а Курганинск – лучше

На БАМе Татьяна Кожуханова нашла надежных друзей, разъехались позже по разным городам; кто-то на родину, а она с супругом Игорем Николаевичем поехали в Старый Оскол, а в 2015 году решили переселиться в теплые края. Две недели поездили по региону, и Курганинск их привлек отличными дорогами, что для нее и мужа, заядлых автомобилистов, было важным.

- Я благодарна судьбе и Всевышнему за то, что познала север, людей, прекрасную жизнь. Да, работали в тяжелых условиях, но жизнь все равно удалась! И сейчас живем не хуже -  убедились, что Краснодарский край замечателен. Ни разу с мужем не пожалели, что поселились в Курганинске! – восклицает она.

Общительная, заводная, обаятельная Татьяна Кожуханова сохранила связи с коллегами, друзьями и 3 марта, в свой день рождения, будет особенно рада услышать их поздравления. Конечно, не обойдется и без воспоминаний: «А помнишь на БАМе…»

Последние новости

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Яндекс.Погода