Фото: кадр из фильма «Шах и пат»

Региональные новости
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Михаил Медалин вместе с командой кубанских блогеров снял земляков в короткометражном фильме «Шах и пат»

Основной сюжет короткометражки заключается в том, что взятому в плен партизану дается шанс отыграть партией в шахматы свою жизнь, жизни деда и станичников.

Каждая шахматная фигура - человек. Права на ошибку нет, пути назад - тоже, играй или умри. 21 минута киноленты о Великой Отечественной войне. Три съемочных дня, три ночи за монтажом, колористикой и написанием музыки. О том, как это было, рассказывает Михаил (Гуфи) Медалин.

Сцены лесных боев заменило сражение на шахматном поле

За полтора месяца количество просмотров фильма «Шах и пат» перевалило за полмиллиона. Если их разделить на численность жителей станицы Родниковской, которую Михаил выбрал местом съемок, каждому местному жителю пришлось бы ставить на повтор 76 раз. Первой сценарий прочла Светлана Медалина - мама автора. Она же стала администратором площадки. С Михаилом, или Гуфи, как называют нашего собеседника в блогерской среде, мы пообщались накануне Дня памяти и скорби. Сейчас наш земляк живет и работает в Москве, продолжает сниматься, на сей раз в многосерийной короткометражке.

По словам Михаила, идея с шахматами родилась неожиданно.

- Основная часть сцен первоначального сценария была завязана на лесных сражениях, - рассказывает он. - Требовалось получить разрешение на стрельбу. В свете событий, связанных с проведением спецоперации, сделать это было непросто. По времени мы не укладывались. Я понимал - отказываться от съемок не имею права, нужен новый сценарий. Неожиданно пришла идея с шахматами - эта игра, с ее тактикой, стратегией, маневрами, очень схожа с полем военных действий. Новый сценарий Михаил написал за два дня. Три дня шли съемки. Еще три дня и три ночи потребовали монтаж, написание звука и колористика. Центральный план – шахматная доска: ее за пару недель до съемок на 22-й день рождения Гуфи подарили друзья.

Спасибо деду за Победу

Михаил адекватно реагирует на критику и признает:

- Шахматы - козырь фильма. С ними же связан самый большой киноляп - для тех, кто знаком с игрой, очевидно, что как таковой партии нет. Есть только выстроенные ходы того, как убьют ферзя, слона, коня и ладью. Игре в шахматы Мишу научил дед Иван Бабич. Любовь к творчеству передалась от прадеда Ивана Мащенко.

- Ивану Григорьевичу Мащенко, моему прадеду, сейчас было бы сто лет, - рассказывает Михаил. – Как и я, он - коренной житель станицы Родниковской. В апреле 1941 года призвался на срочную службу. Ему было двадцать. Сейчас я на два года старше, чем он был в первый год войны. Войсковая часть, в которой служил прадед, дислоцировалась в Бресте. 22 июня он был в увольнении, гостил у родственников. По возвращении в казарму на месте кровати обнаружил провал от взрыва. Если бы не увольнительная, война могла закончиться для него в первый же день. Победу прадед встретил в Праге. Я помню его парадный костюм с наградами – его трудно поднять. Самые памятные из них: медали «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Как для Миши и его мамы Светланы Медалиной, долгое время возглавлявшей местный ДК, для прадеда Ивана клуб был вторым домом. После войны он был руководителем оркестра, вел детский кружок духовых инструментов. Зная эти факты, становится

понятно, от кого этому талантливому молодому человеку передалась творческая жилка. К слову говоря, песню «От героев былых времен», которая звучит в заключительной части фильма, исполняет он, Гуфи Медалин.

Актерские ходы

Назвать ТОП-3 актеров Михаилу непросто - игра каждого дорога. При этом наш собеседник все же выделил Дениса Мамаева, сыгравшего немецкого офицера-шахматиста,

Александра Бочкарева, вжившегося в роль полицая, Виктора Васильева, полюбившегося зрителю за роль деда, и Артура Садо - пленного партизана.

В обычной жизни Денис - юрист Главного управления МЧС Краснодарского края, реконструктор, Александр - оператор, поисковик, реконструктор, Виктор - охранник,

Артур - певец.

- Когда Артур задал вопрос, как играть, я просто сказал: как чувствуете, так и играйте, - вспоминает Михаил. - Его крик-монолог - эспрессия, отчаяние, протест несправедливости.

Именно Артур устами своего персонажа высказал одну из моралей фильма: война - шахматная партия.

По словам нашего собеседника, основной посыл киноленты - показать, за что умирали солдаты-освободители. В развязке мы видим семью девочки, жизнь которой спас дед главного героя. Спустя десятилетия она разыскала и большой семьей навестила Мишу. Ее внуки обнимают убеленного сединой деда Михаила. В этот момент к вчерашнему партизану, отыгравшему у смерти жизнь их бабушки, приходит осознание смысла волевого решения деда.

Из титров мы узнаем, что роль девочки сыграла Соня Мащенко (троюродная сестра Гуфи), девочку в старости - жительница Родниковской Вера Причиненко, а постаревшего

Михаила - ее супруг Владимир. Самым младшим на съемочной площадке был Артем Утянский. Его роль - Миша в детстве. Михаил и сам был в кадре, но, признает он, самой важной фигурой на съемочной площадке был Денис Мамаев.

- До съемок фильма «Шах и пат» я видел Дениса Мамаева в социальных короткометражках «Гроза» и «Вера», - рассказывает наш собеседник.

Крепкий тыл – съемочная группа и благодарный зритель

- Когда мы приезжали на место съемок, я не думал о реквизите и визуальной картинке, - рассказывает Михаил. - Мама была не только администратором, но и реквизитором, костюмером. Благодаря ей детали мебели и предметов для постановки соответствовали духу военного времени. Большим подспорьем стали экспонаты музейного фонда Родниковского культурно-досугового центра, к которому мы получили допуск благодаря Татьяне Саликовой. Много интересных вещей привез Денис Мамаев. Радиоприемник, канистры, кирка, патронные ящики: все эти предметы военных лет - его. Гражданская гимнастерка, брюки, пиджак, пальто, в которых я снимался, - тоже Дениса. Представляете, на пиджаке есть бирка «Фабрика имени Сталина».

Со съемками Гуфи помогали Даниил Столбов и Виктор Бабенцов. Что-то снимал сам Гуфи, что-то – его коллега Карен Саркисян.

- Был интересный момент постпродакшна: мы во что бы то ни стало хотели успеть выпустить фильм ко Дню Победы, - вспоминает наш собеседник. - Чтобы смонтировать и озвучить фильм, я, композитор и второй режиссер Карен, колорист Даниил не спали три дня. Карен не вставая провел за написанием музыки 24 часа: он не отвлекался на телефонные звонки, даже перерывы не делал. Никогда не видел, чтобы люди так работали. Для Карена это был первый опыт написания саундтреков к фильму, процесс увлек. Было видно - ему нравилось наблюдать за тем, как музыка сливается с картинкой.

Предпремьерный показ прошел в Родниковской. Я рад, что первыми зрителями стали мои земляки. Но и тут не обошлось без накладки. Зал полон, мы в лабинской студии Карена вносим последние штрихи в озвучку. В общем, с показом опоздали на 40 минут. Я вышел на сцену, извинился. Мои слова: «Мы еще сами не видели фильм, сейчас будем делать это вместе с вами», вызвали овации. Во второй раз аплодисменты звучали во время титров. Официальная премьера состоялась непосредственно в День Победы - 9 Мая.

Фильмы о смысле жизни, о войне у Гуфи - в числе любимых.

- По духу мне хотелось сделать что-то похожее на киноленту «Иди и смотри» режиссера Элена Климова, - говорит Михаил. - Очень люблю фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Этой военной драме, снятой в 1972 году по одноименной повести Бориса Васильева, в этом году ровно полвека. Думаю, мне есть к чему стремиться, куда расти. Надеюсь, «Шах и пат» - не последний мой ход, я сниму еще не один фильм о войне.

Лидия Боброва, российский кинорежиссер, сценарист, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации:

- Фильм «Шах и пат» - серьезная заявка на новую фигуру в отечественном кинематографе, для меня это очевидно. Чувствуется, что было мало времени на съемки. Но в работе есть кураж - молодой, талантливый. Сейчас я говорю обо всех, кто причастен к работе над фильмом. Мне понравилась работа автора сценария Гуфи Медалина: очень важно, что главный посыл киноленты сделан не в лоб. По прошествии лет избежавшая расстрела девочка приводит внуков к своему спасителю - это очень сильный финал, ради него и стоило снимать фильм. В Гуфи, Михаиле Медалине, я вижу надежду и будущее нашего русского кинематографа.