Фото: Наталья Шамова, "Курганинские известия"

Культура, традиции
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

На Пасху и в Пасхальную седмицу святая церковь совершает службы почти непрерывающимся пением: вместо псалмов поются особые стихиры, прославляющие Воскресение Христово.

О том, кто и как в главном храме города славословит Христа и помогает прихожанам молиться, узнали накануне праздника праздников.

Человек, жаждущий общения с вышним миром, спешит в храм. Здесь он на время уходит от мирской суеты, душой отдается молитвенному общению с Богом, сливается с голосом церкви.

Любая служба, будь то воскресная или двунадесятого праздника, возвещает пасхальную радость, торжество церкви небесной и земной. Самый большой и долгожданный праздник для православных христиан - день Светлого Христова Воскресения. «Христос бо воста: веселие вечное», - поет церковь в каноне Пасхи.

С апостольских времен в ночь Светлого Воскресения Христова православные бодрствуют: незадолго до полуночи служится полунощница, в полночь - Пасхальная утреня.

К спасительной ночи певчие, как священнослужители и благочестивые прихожане, приготовляются постом. В праздник праздников в тон радости Воскресения Господня облачаются в белые одежды, женщины покрывают головы белыми и красными платами. Неотъемлемое условие – молитвенный настрой: пасхальные песнопения должны касаться сердец, вызывать слезы умиления, поднимать дух, а главное – помогать молиться.

Клирос храма Вознесения Господня - на балконе. Взор певчих обращен к алтарю, но видят поющие лишь паникадила и сюжеты из библейского писания. Больше ста лет назад стены храма расписали последователи знаменитого художника Васнецова. Чреда песнопений – по уставу. Периодически регент обращает взор на амвон.

- Каждый возглас должен прозвучать вовремя, - делится дирижер церковного хора Екатерина Пащенко. – Помогает опыт: в целом ориентируюсь на возгласы. Отдельные моменты требуют визуализации. Например, поем Херувимскую, я должна убедиться, что священно-служители вышли с чашей на амвон. Вышли - хор должен прекратить пение, звучит молитва.

По словам Екатерины, в сладкозвучной певучей Херувимской песне по-особенному слышна связь горнего и дольнего миров. Эта молитва - напоминание о том, как ангельские силы на небе служат у престола Божия. Состоит песнопение из двух частей: первое - медленное, протяжное - звучит до Великого входа, второе - торжественное и ликующее - после. Разделяет их возглас хора и молящихся: «Аминь», звучащий в ответ на моления священника.

По словам Екатерины, важно, чтобы ангелоподобное пение было прежде всего духовным, обращенным на помощь молящимся в богообщении и, подобно фимиаму, возносило души, стоящие в церкви, к небу.

Чтобы не впасть в гордыню и тщеславие, певчие должны проникнуться смыслом богослужебных текстов. Для них важно не просто петь, а усердно молиться. Молитвенное пение с глубоким пониманием содержания песнопений служит просвещению и обогащению духовного мира прихожан.

На клиросе – семейная чета

Екатерина руководит хором храма Вознесения Господня пять лет. С певчими познакомилась в Страстную седмицу.

- Дело было перед Пасхой. Храму срочно требовался регент. На принятие решения, сборы и дорогу - три дня. Успела, - вспоминает она.

Петь Екатерина начала в городе Гагарине Смоленской области.

- Проходя мимо храма Казанской иконы Божией Матери, мы с мамой встретили знакомую девочку, певчую детского церковного хора, - рассказывает она. - Зашли на репетицию. Впечатленная услышанным и увиденным, попросила благословения петь.

Вместе с Катей в хор пришла старшая сестра Наташа. После детского был большой хор, поступление и учеба в Смоленском духовном училище. Экзамены у сестер принимал нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас Наталья - псаломщик армавирского храма Рождества Христова. К слову говоря, Кубань Екатерине показала именно она.

Первый опыт пения на приходе Екатерина получила в деревне Шестаково Смоленской области. Сценарий схож с курганинским: Страстная седмица, дело перед Пасхой. Регентовать довелось в старинном храме пророка Божия Илии.

В храме Вознесения Господня певчие поют четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.

Второй год в басах - Вячеслав Пащенко, супруг Екатерины. Вячеслав - певчий, уставщик, второй регент хора. Помимо регентской школы Московской духовной академии, получил светскую профессию – учитель химии. В Курганинск приехал по программе «Земский учитель». Любимый предмет учитель высшей категории преподает в городской школе № 1.

Старожилы верхнего хора

Старожилы хора - Татьяна Попова, Ольга Пигунова, Елена Ревнивцева, Марина Баутина, Дмитрий Лежнев и Светлана Пазычева.

Елена и Светлана – сопрано. Татьяна, Ольга и Марина – тенора. Дмитрий - бас.

В прошлом Татьяна баянистка, аккордеонистка, преподаватель народного отделения детской музыкальной школы, Ольга - музыкальный руководитель детского сада. Елена по специальности - учитель музыки и пения.

Марина - флейтистка народного духового оркестра «МедиЗвук», Дмитрий – его дирижер, тромбонист.

Татьяна Васильевна в хоре - со дня основания. Помнит она первый состав клироса в 23 человека и то, что костяк формировали преподаватели музыкальной школы. В бытность протоиерея Валерия Коваленко собрал церковный хор Сергей Сидоров.

Сергей Иванович регентовал несколько десятилетий. Его произведения по сей день - в певчем репертуаре храма.

В регентах была и Тамара Киселева. Именно она привела на клирос юную, но талантливую певчую Свету Пазычеву. Сегодня Светлана Ерошенко - штатная псаломщица, в церковном хоре поет партию сопрано.

Выпускницей Краснодарского училища Н. А. Римского-Корсакова она служила в Свято-Покровском и Свято-Ильинском храмах Краснодара, в Свято-Троицком соборе - главном храме Кубанской митрополии. Пять лет назад семья Ерошенко переехала в Курганинск. Светлана поступила в штатные псаломщицы, потом пришла в большой хор, взяла под свое крыло поющих малышей прихожан.

Светлана признается: было время, стоя на клиросе, не могла брать верхние ноты. Чтобы достойно славить Бога, стала молиться Господу и Роману Сладкопевцу.

- Со временем пришло понимание, - говорит она, - без благодати Божией человек - как неполитое дерево: если за ним не ухаживать, не зацветет. Так и здесь, если Господь не даст, человек сам по себе не запоет. Красивых и сильных голосов много. Важно, чтобы внутри была любовь к Богу.

В певчих – матушки и прихожанки

Партию сопрано поет и матушка Ольга, супруга отца Владимира Пучкина. По будням ее можно увидеть в аптеке, по второму образованию она - фармацевт.

Альты хора - матушка Светлана Канюка, Наталия Субочева и Анна Шаповалова.

Наталия – выпускница Краснодарского музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова. Студенткой была солисткой краснодарского театра «Премьера», после пела в краевой филармонии имени Григория Пономаренко. Сейчас выходит на сцену Курганинского культурно-досугового центра.

Анна - музыкальный руководитель высшей категории, учит пению детсадовцев «Солнышка», автор песен для детей и взрослых на русском и английском языках.

Светлана - родом с Винницкой области. Окончила Винницкий медколледж, после - регентское отделение Полтавской духовной семинарии. До начала спецоперации была певчей Скадовского храма Сергия Радонежского. Там служил ее супруг, протоиерей Тарасий Канюка. Светлана поет в большом хоре, параллельно служит псаломщицей.

В пасхальную утреню певчие проведут на ногах не один час. Помимо стихир, прославляющих Воскресение Христово, много раз пропоют тропари Пасхального канона. Их повторение – повод для глубокой и осмысленной радости прихожан.

Тому, кто хоть однажды отстоял Пасхальную литургию в храме Вознесения Господня, по ее окончании близки и понятны слова: «Не знаем, на небе мы были или на земле», произнесенные послом князя Владимира после пребывания в Константинопольском соборе.
В памяти останется радость от пасхального приветствия «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!», в душе поселится ожидание очередной пасхальной Херувимской.

 

Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Яндекс.Погода