БАМу – 50 лет! Именем Григория Тарасова в народе называют один из микрорайонов города Усть-Кут Иркутской области
Заря счастья - Дрезден - Прага - Тимашевск - Усть-Кут - Родниковская... Эти топонимы, как зарубки в биографии жителя станицы Родниковской Григория Тарасова.
Мой разговор с Григорием Сергеевичем, как ни с кем ранее, продолжался несколько часов, и оно того стоило. Но биография и география его жизни так обширна, что некоторые вехи придется отметить кратко.
Заря счастья – кубанский хутор
Родился в Запорожской области в 1948 году, на Кубань приехал с родителями и младшим братом в 1952 году. Сначала жили в общежитии на колхозной ферме, затем приобрели хатку на хуторе Заря счастья близ станицы Родниковской. Романтичное название отражает надежды людей на лучшую жизнь в сельской глубинке. Рассказ собеседника о ранних годах жизни настолько был поэтичным, что я назвала бы его детство счастливым – летнее купание в Константиновском канале, там же катание зимой на самодельных коньках, огромные сугробы снега, много забав с друзьями, полная самостоятельность.
В хуторской школе-четырехлетке учился на отлично, и первая, случайная, тройка стала такой трагедией, что третьеклассник Гриша Тарасов бежал домой рыдая. Школу он оканчивал уже станичную десятилетку. Планировал поступать в Ейское военное летное училище, но подвела близорукость.
Небольшое событие круто изменило намерения юноши. 17-летний Григорий стоял на железнодорожном мосту на станции Курганная со своим дядей Колей, и тот сказал, что при гудке паровоза его сердце екает:
- И эти слова подтолкнули меня к профессии железнодорожника, - говорит Григорий Сергеевич. - Мы проводили дядю в Минск, а сам я отправился вскоре в Ростов и подал документы в техникум железнодорожного транспорта.
Дрезден – культурная столица Германии
В 1967 году Григория Тарасова призвали на срочную службу: сначала –это был учебный центр во Владикавказе, а затем – Дрезден, Западная группа советских войск, 1 гвардейская танковая армия, 11 дивизия, 7 гвардейский танковый полк, 2 батальон, 5 рота.
- Мы долго ехали в обустроенных теплушках сначала по своей стране, затем по Польше и удивило, что там пахали пашню на быках, а был уже 1967 год! Германия поразила чистотой, газонами, обилием цветов, отсутствием заборов, хорошими дорогами из брусчатки, пунктуальностью немцев, - рассказывает Григорий Сергеевич. – Запомнилась такая картина: весной женщины собирают на полях в ведра камни, в 12 часов бьет колокол на кирхе, работа моментально прекратилась. Впечатлило посещение мусорного полигона: свалкой язык не поворачивается назвать: отходы упакованы штабелями, как у нас солома на полях; даже пробки от пивных бутылок – в отдельных ящиках. Стояли ящики с колбасой, с мороженым; может, продукты и просроченные, но на вид хорошие.
А по дрезденским музеям можно было ходить и ходить… Город был полностью восстановлен после бомбежки в мае 1945 года, но небольшая часть оставили разрушенной как напоминание о страшных событиях.
Прага – столица восставшей Чехословакии
В это время в соседней стране – Чехословацкой советской социалистической республике – разворачивались события, угрожавшие геополитическим интересам СССР и приведшие к вторжению войск Варшавского договора.
20 августа 1968 года 7-й гвардейский танковый полк, в котором служил Григорий Тарасов, зашел на территорию Чехословакии.
- В 23 часа 25 минут мы пересекли границу и через 5 часов были в Праге. Советские танки окружили все гарнизоны, аэродромы и встали на пути их бронетехники, самолетов. Ни один самолет не взлетел, ни один танк или пушка не вышли из гарнизонов. Боевые действия практически не велись, - вспоминает важное историческое событие Григорий Тарасов. - Интересно, что простые люди к нам относились хорошо, угощали пивом. К концу года мы вернулись в место дислокации. В нашем гарнизоне немцы нас встречали цветами, корзинами с фруктами. И это не было показушным.
В октябре 1968 года между правительствами СССР и ЧССР был подписан договор о временном пребывании ограниченного контингента советских войск на территории Чехословакии для обеспечения безопасности социалистического содружества.
Тимашевск – начало дороги на БАМ
3 декабря 1969 года гвардии старший сержант Григорий Тарасов демобилизовался из рядов Советской армии, вновь стал студентом техникума и по его окончании в 1972 году был направлен в Тимашевск по распределению.
- Как раз шла электрификация участка Батайск-Староминская-Тимашевск-Краснодар-Горячий Ключ-Туапсе. Начинал работать слесарем, а затем стал сменным мастером пункта осмотра электровозов локомотивного депо станции Тимашевская. В 1973 году поступил на заочное отделение Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта и закончил его в 1979 году, - рассказывает Григорий Сергеевич. – В 1975 году мой наставник и старший мастер Виктор Павлович Чумаков уехал строить БАМ, звал меня с собой. Но я еще долго раздумывал.
В конце 1979 года у Тарасова начала складывать карьера по партийной линии: в ряды КПСС вступил еще в 1970 году. Он стал инструктором орготдела Тимашевского райкома партии и затем секретарем парткома локомотивного депо, в партийной организации которого насчитывалось более 100 человек.
- Домой, в Тимашевск, иногда приезжал Виктор Павлович Чумаков и настойчиво звал меня переезжать на БАМ. В 1984 году я поехал один, чтобы подготовиться к приезду семьи; жена, сын и дочь приехали на следующий год, - вот так началась бамовская биография моего собеседника.
Усть-Кут – западные ворота БАМа
Усть-Кут, порт Лена, Осетрово порт – это один город с тремя названиями в Иркутской области. В 1974 году стал опорной точкой всесоюзной стройки – БАМа, в нем располагался штаб Западного участка. В городе - 6 пассажирских и грузовых железнодорожных станций.
- Это был старинный русский город с рубленными избами. Все достоинства цивилизации принес с собой БАМ – пятиэтажки, кинотеатр, дома культуры, больницы, школы, детские сады, - говорит Григорий Сергеевич.
Семья Тарасовых, переселенцы с юга, постепенно привыкли к 50-градусным морозам, с интересом наблюдали за ледоходом и навигацией на великой сибирской реке Лена, научились разбираться в местных грибах и ягодах, собирать шишки, варили варенье из таежной земляники, любовались северными красотами, обзавелись друзьями.
В подчинении главного инженера локомотивного депо станции Лена Восточно-Сибирской железной дороги Григория Тарасова было 250 человек:
- Работа была напряженной; мы вплотную взаимодействовали с трестами ЛенаБамстрой, СтавропольБамстрой, КраснодарБамстрой. Мостострой-9 и подрядными организациями, которые работали по титулу БАМа. Железная дорога была основным заказчиком, и мы принимали построенные ими объекты в эксплуатацию, - поясняет Григорий Сергеевич.
В 1989 году на узловом партийном собрании его избрали секретарем парткома, и он вел работу в 23 партийных организациях.
В 1991 году Григорий Тарасов стал заместителем начальника Братского отделения по Ленскому узлу и работал до 1995 года. У него остались хорошие впечатления от взаимодействия с руководителями стройки:
- По роду деятельности контактировал с руководителями организаций ЛенаБамстрой, ВостокСибэлектромонтаж и другими. Организационный или технический вопрос решался оперативно, надо было только толково объяснить и составит документацию. Подписи «Согласовано» появлялись незамедлительно.
Тарасовка – благодарная народная память
Практически в центре Усть-Кута находится улица Кедровая с 20-ю многоэтажными домами. В народе этот жилой массив называют Тарасовкой по имени вдохновителя, организатора и непосредственного строителя. Григорий Тарасов рассказывает, что еще в Тимашевске, начали возводить хозспособом жилые дома для работников локомотивного депо:
- Машинисты и их помощники, слесари, электрики и другие специалисты переходили в стройцех и временно становились штукатурами, каменщиками, малярами, сварщиками. Они строили пятиэтажные дома, уже зная, где будет располагаться его квартира. Через полтора года получали бесплатное жилье и возвращались на прежнее рабочее место.
В Усть-Куте его предложение было поддержано и соответствующими организациями, и простым народом. Проблем с отведением земельного участка и финансированием не было. Сначала построили трехэтажный кирпичный дом на 27 квартир для работников локомотивного депо. Затем начали возводить пятиэтажки по 68 квартир в каждой.
- За стройкой следил весь город. Увидев первый, построенный хозспособом дом, к нам потянулись и врачи, и учителя. Мы обеспечивали и всю инфраструктуру – освещение, отопление, водоснабжение и водоотведение, очистные сооружения. Мостовики вошли в долю. Через год люди уже справляли новоселье, - доволен результатом мой собеседник.
Родниковская. Возвращение домой
Тяжелая экономическая ситуация начала 90-х годов сказывалась и на Байкало-Амурской магистрали. Финансирование сокращалось, предприятия закрывались, приезжие люди покидали северный край. У Григория Тарасова была серьезная причина уехать – жена и сын были тяжело больны. В 1995 году они вернулись в Тимашевск, Григорий Сергеевич устроился на прежнее место работы. Жена и сын скончались в один год – 1996. Их похоронят в станице Родниковской, где и он решит осесть уже насовсем.
Хутор Заря счастья исчез с карты, его жители постепенно переезжали в станицу, благоустроенную благодаря местному колхозу. Григорий Сергеевич устроился в колхозный электроцех . Затем в связи с реорганизацией предприятия работал на должности главного энергетика СПК колхоз «Маяк», с 2005 года - ООО «Агро-Галан» и ООО «Сельхоз-Галан». В 68-летнем возрасте прекратил трудовую деятельность.
В городе Северобайкальске Иркутской области живет его дочь Наташа, и отец иногда навещает ее, внуков с правнуками. Григорию Сергеевичу больно было видеть, что осталось от былой производственной мощи предприятий, с которыми довелось сотрудничать:
- Пустые здания контор, брошенные производственные площадки… 11 с половиной лет моей жизни здесь были насыщены полезными делами, и грустно осознавать, что все так изменилось. Без сомнения, БАМ – умно продуманный и оправданный проект, востребованный и сейчас. Воспоминания мои - самые хорошие. Жизнь сложилась нормально, жалею только о том, что поздно поехал на БАМ…
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ: https://t.me/kurganinskie