12 августа День Военно-воздушных сил России отметит лётная семья Ненадовых
3800 часов - в небе, больше трех десятилетий - в летной форме: Александр Ненадов не только сам держал штурвал самолета, воздушно-огневой и тактической подготовке наш земляк обучил сотни начинающих военных летчиков страны.
Однажды увидеть инверсионный след самолета, захотеть оставить такой же белоснежный росчерк на голубом, а потом посвятить летному делу жизнь – это о нем, о нашем земляке заслуженном летчике Российской Федерации Александре Ненадове.
Тот первый инверсионный след он увидел в поселке городского типа Щербакты (в наши дни (Шарбакты), что приютился на Кулундинской равнине Северного Казахстана.
Сегодня Александр Дмитриевич может предположить: след оставил дальний стратегический бомбардировщик, вылетевший из Семипалатинского испытательного полигона.
Расширяя горизонт
В детстве Саша Ненадов не просто мечтал о самолетах, он с головой погружался в тему авиационного неба.
- Лет в восемь я прочел книгу Анатолия Маркуши «Вам – взлет!», - вспоминает он. - Автор – в прошлом летчик, а потому на печатных страницах ярко и живо рисовал будни пилотов, рассказывал о том, как, преодолевая трудности, человек обретает крылья; о том, как, побеждая неудачи, узнает радость полета; как учится не только управлять машиной, но и собственной волей.
Сайтов, социальных сетей в те годы не было. Переехав в Курганинск, Саша записался в библиотеку, а еще выписал журнал «Крылья Родины».
Среди прочтенных книг были мемуары прославленного советского летчика Александра Покрышкина «Крылья истребителя», «Небо войны», «Познать себя в бою».
- В 70-х, в районе реки Лабы был центр пилотажной зоны армавирского летного училища, - вспоминает мой собеседник. - Маршрут истребителей МиГ-17 проходил по воздушному коридору курганинского неба, а потому местные мальчишки отчетливо слышали гул самолетов, с замиранием сердца следили, как пилоты отрабатывают сложный пилотаж. Я к тому же представлял себя в кабине истребителя. Бывая в Армавире, встречал курсантов, думал о том, как однажды застегну мундир с голубыми погонами, окантованными желтым кантом.
Путевка в небо
Курсантом Ненадов стал, правда, не Армавирского, а Ейского высшего военного авиационного училища летчиков им. В. М. Комарова – старейшей, прославленной лётной школы страны. О том, что военных летчиков обучают и там, прочел в журнале «Крылья Родины».
В Ейск рейсовый автобус мчал нашего земляка наутро отшумевшего школьного выпускного. Конкурс – на одно место девять человек.
Абитуриентам предстояло не только сдать профильные экзамены, нормативы физподготовки, но и пройти психофизиологический отбор.
Со спортивной подготовкой и закалкой силы духа моему собеседнику помогли занятия в секции самбо Николая Нефедова. Именно он учил Сашу и его сверстников бороться не только на ковре, но и за достижение цели. Во время приписной комиссии лор-врач подсказала удалить гланды. Все остальное – упорство и природные задатки.
По словам моего собеседника, наставников в училище было немало. Но самый важный человек в жизни будущего пилота – инструктор, давший путевку в небо.
Для Ненадова таким человеком стал Алексей Трофименко: в 1973 году именно он допустил будущего заслуженного военного летчика к полету на учебно-тренировочном самолете L-29.
Красота открывшегося вида будет позже, в первый полет курсант Ненадов следил за приборами и горизонтом.
Позже он проведет в небе больше трех тысяч часов, поднимет в небо самолеты, разработанные в конструкторских бюро Микояна и Гуревича, Сухого, Антонова.
Взлет, набор профессиональной высоты
После летного училища - распределение в боевой полк. Ненадов служил в 19-м гвардейском, в авиационной эскадрилье летал в звене Виктора Маркелова (ныне полковник запаса, заслуженный военный летчик РФ, Герой России, председатель Краснодарской краевой организации Героев России и СССР).
Через пять лет первоклассный летчик поднял в небо современный истребитель-бомбардирвщик МиГ-27.
Прежде чем получить назначение на должность заместителя командира авиационного полка по политической части, Александр Ненадов стал слушателем Военно-политической академии им. В. И. Ленина.
Начальником политотдела ему довелось служить в Приморском, Хабаровском краях и даже в Польше, в составе Северной группы войск освоить новый фронтовой бомбардировщик Су-24М.
Приморский край запомнился моему собеседнику успехом стратегических учений «Восток-86». Результативное решение задач, освоение сложной боевой техники стали поводом для получения ордена Красной Звезды.
Александр Дмитриевич вспоминает:
- Это были крупнейшие Дальневосточные учения. После удара полка, а командовал им полковник Анатолий Михайлов, министр обороны Сергей Соколов облетел полигон, по возвращении заметил: «Впервые после войны вижу такое результативное выполнение задачи». Я в то время был заместителем командира полка, обеспечивал морально-психологическую подготовку личного состава. На полигоне, в паре с Михайловым, на самолете Су-17М3, отработали удар по колонне танков на марше.
В Хабаровске Ненадова знают и старшим инспектором-летчиком отдела боевой подготовки фронтовой авиации.
Потом был Ростов-на-Дону: служба начальником воздушно-огневой и тактической подготовки, старшим инспектором-летчиком, начальником службы безопасности полетов 4-й Воздушной армии.
За вклад в совершенствование боевой подготовки в ВВС РФ двадцать лет назад наш земляк удостоен звания «Заслуженный военный летчик РФ».
Его результативные боевые вылеты, руководство боевыми действиями, личное мужество отмечены орденом «За военные заслуги» и именными часами от Президента Российской Федерации.
И в отставке – первым делом самолеты
После 36 лет полетов полковник Ненадов подал рапорт, но и в отставке он прочными нитями связан с небом: руководит Южным авиационным поисково-спасательным центром, организует поиск и эвакуацию пострадавших. Под его руководством спасатели Центра больше полсотни раз принимали вызовы: поиски проходили в горах, на Каспийском, Азовском и Черном морях. Рука помощи протянута без малого двум сотням терпящих бедствие.
- Греческий старпом иностранного танкера с инсультом или простой российский рыбак, резиновую лодку которого ветром унесло далеко в море, - для спасателей не важно, граждане какого государства нуждаются в помощи, - говорит Александр Ненадов, - важно успеть спасти.
Свет в окне
Сыновья Александра Дмитриевича - ныне состоявшиеся военные летчики. Александр и Сергей Ненадовы не только читали те же книги, смотрели те же фильмы, что и их отец: с детства парни привыкли к аэродрому, к запаху керосина и гулу самолетов, а потому неудивительно, что оба пошли по стопам отца.
Во время службы сил и уверенности в завтрашнем дне полковнику Ненадову придавали любовь к делу жизни и семья. Даже когда он возвращался затемно, горящий в окошке свет говорил - дома любят и ждут. Ради него супруга Любовь отказалась от карьеры модельера: моталась по гарнизонам, занималась домашним бытом и воспитанием сыновей, а когда мальчишки повзрослели, пошла в связисты, освоила работу авиационного механика. В годы армейской службы главным нарядом прапорщика Ненадовой были синие погоны с двумя маленькими золотистыми звездочками.
В будущем году выпуску нашего земляка – полвека. Город на берегу Таганрогского залива встретит не всех. Для тех, кто с земли смотрит на небеса, будут традиционное построение у памятного знака - самолета СУ-17, перекличка, поход в музей, возложение цветов к памятнику погибшим летчикам, альбомы с фото, воспоминания и авиационные песни, в которых - «Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц. И в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ». Эту же песню военные летчики споют 12 августа, в День Военно-воздушных сил страны.
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ РАЙОНА: https://t.me/kurganinskie