В День матери она будет сушить фронтовые энергетические батончики
Третий год для Елены каждый боец с нашивкой-триколором и шевроном «Мама сказала надеть» - свой. В то время когда родной сын приближает победу, ремонтируя «буханки» и «Нивы», ее фронт – группа «Готовим для СВОих». Точка дислокации - домашняя кухня: здесь она делает заготовки для сухих супов и борщей, крутит закрутки, сушит сухофрукты и энергетические батончики.
«За ленту» сын Елены ушел на четвертый день частичной мобилизации.
«Беляш» - к позывному Сергей привык не сразу, но командир сказал: «Надо», рядовой ответил: «Есть!».
Если у мамы точка дислокации - кухня, у Сергея - окоп и «гараж», вместе с ремонтниками «СТО «за лентой» «Беляш» возвращает в строй поврежденную военную технику.
- Мой сын с детства увлечен машинами, - рассказывает Елена. - Мальчишек по соседству не было, в войнушки играть было не с кем. Смотришь, рулит по улице на своем педальном «Москвиче». Остановился. «Чинит». Подростком сам ремонтировал велосипед, даже свет на него установил. Вырос, сел за руль рабочего КамАЗа, машина - второй дом.
Согреть и накормить сыночков
Сама Елена - первенец в многодетной семье: катала коляски двух сестер и двух братишек. Няня – вторая мама.
Ее родные дети Таня и Сережа – желанные.
Мы говорим с Еленой в то время, когда в дегидраторе сушится айва. Сушилку на четырнадцать поддонов оплатил Сергей.
- Как-то обмолвилась в разговоре с сыном: «Хочу делать злаковые энергетические батончики, да домашней сушилки маловато». Перевел деньги на дегидратор, - делится моя собеседница.
Ее материнское сердце отзывчиво на сыновье внимание – плачет. Это слезы радости.
Плачет Елена и оттого, что в группе «Готовим для СВОих» волонтеры по-матерински относятся к бойцам любого подразделения: для них не имеет значения, из какого региона парни, какой они национальности, главное – согреть и накормить, кому - сыночков, кому - братишек, приближающих нашу победу.
- До меня батончики делала админ группы Оксана. Сын – студент, муж – автоволонтер, «за лентой» близких нет. Но она настолько погрузилась в происходящие события, настолько прониклась идеей помощи фронту, что и сети плетет, и готовку полуфабрикатов организовала; пакует в реторт-пакеты (пищевая упаковка, используемая как альтернатива консервным банкам - прим. авт.) приготовленные ею же в автоклаве мясо, гречку, котлеты готовит. Были на Оксане энергетические батончики, этот фронт работы подхватила я, - говорит Елена.
Сушит она не только айву, заготавливает тыкву и фейхоа. Орехами, сухофруктами из яблок, груш, слив, абрикоса запасы пополняют и участники группы «Своих не бросаем». Изюм, орешки, курага и чернослив попадаются в «Корзинах добра».
Помимо домашних сухофруктов, в батончике – энергетический микс: финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, фундук, семена тыквы и подсолнечника, мед, натуральный молотый кофе, обжаренные на сковороде овсяные хлопья.
До готовности батончик держат в сушилке 24 часа.
В индивидуальном пакетике с этикеткой «Готовим для СВОих. Ждем с Победой!» – 200 граммов. На кубики батончик делят насечки.
Сергей признается:
- Вкус батончиков напоминает детство, то время, когда за окном зима, в доме тепло, на столе - сушки, пахнущие летом.
Оценил он и супы-борщи.
- Не каждый из ребят - кашевар, да особо и времени у нас нет на поварешки. Выручают заготовки: добавил воды, тушенки – вот и вермишелевый суп, вот и гороховый. Очень понравились рассольник и борщ. Для нас каждый, кто готовит и доставляет гуманитарку, - родной человек, - говорит мой собеседник.
Каким бы вкусным ни был полевой борщ, а по-домашнему ребята скучают.
- Мамин борщ ни на один другой не похож. Мамин, он и есть мамин. Если пахнет маминым борщом, значит - ты дома, - признается Сергей.
Принял бой – бейся до конца
Елена не просто стала мамой, она воспитала любящих дочку и сына, дружных брата и сестру, защитника.
- Как-то в начальных классах Сережа на несколько часов задержался из школы. Пришел взъерошенный, в пыли. Оказалось, спасал одноклассницу от гусей, потом провожал до дома, - рассказывает моя собеседница. - Ну как ругать? Тут хвалить надо – защитник растет. То, что может постоять за себя, поняла, когда пришел домой со сломанным пальцем. Плохо, что на кулаках, но раз принял бой – бейся до конца.
…Сентябрьским вечером 2022 года Сергею принесли повестку о мобилизации. Наутро рядовой запаса Л. должен был явиться в военкомат. Собрать рюкзак помогли сестра Татьяна и ее супруг Виталий.
Вспоминая тот день, Елена рассказывает:
- Время позднее, купить «аптечку, ложку, кружку, котелок» можно было только в торговом центре в Армавире. Таня с Виталием были рядом: отвезли – привезли, помогли с покупками.
Тому, что в жизни человека самое дорогое – семья, Татьяна непременно научит своих дочек Арину и пятимесячную крестницу Сергея Каролину.
Трехлетняя Ариша не раз слышала истории о том, как ее бабушка Лена защищала маму от собаки, как мирила ее с задирой-одноклассником, как в пять лет учила читать по школьному букварю, а еще - как дружно они с братом играли в дочки-матери, машинки, как вместе собирали конструктор, строили домики и никогда не дрались за игрушки.
Над полевой лежанкой Сергея – рисунок «палка, палка, огуречик». По задумке трехлетней племянницы этот человечек – ее отважный дядя Сережа. Видела она его пару раз, но, как мама и бабушка, любит и ждет. О дяде напоминает кукла с собачкой, о ней она долго мечтала, он подарил.
Осенью прошлого года Елена с мужем отправляли сыну «печку-буржуйку». Окопный очаг до сих пор в строю. Печка не дает замерзнуть, душу греет мысль о том, что дома ждут мама и папа.
В недавнем сообщении Сергея маме читаем:
«Здравствуй, мамочка, три дня не было связи. Появилась возможность написать.
Как здоровье? У меня все хорошо. Жду отпуск, по вечерам представляю, как приеду домой да обниму вас с отцом.
Опадает листва, занимаемся осенней маскировкой.
Когда в следующий раз выйду на связь, не знаю».
Елена тоже не знает, когда услышит сына, но каждый день ждет звонка.
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ: https://t.me/kurganinskie