Фото: Наталья Шамова, "Курганинские известия"

Люди, судьбы
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нынешние выпускники начальной школы имени благоверного князя Александра Невского - 10-й выпуск Татьяны Киричатой. Для них, как и для всех школьников Кубани, сегодня прозвенит последний звонок.

Школьные годы, пединститут, первый выпуск нашей собеседницы связаны с городом Винница. О том, как складывался путь в профессию Татьяны Киричатой, чем были наполнены годы учительства на Кубани, - в интервью нашей газете.

Татьяна Киричатая - учитель, как говорится, от Бога. Оценило ее труд и педагогическое сообщество. В 2006 году она была удостоена Почетной грамоты Министерства просвещения Российской Федерации.

С Татьяной Ивановной мы встретились за неделю до окончания учебного года: ее четвероклассники готовились к диктанту по русскому языку, контрольной работе по математике, осваивали па школьного вальса.

В классе 12 парт, две доски: одна для письма мелом, другая - интерактивная, компьютер учителя с презентациями и конспектами. Единственное отличие от кабинета светской школы - иконы. На стене классной комнаты № 14 - икона Святого Николая Чудотворца.

- Татьяна Ивановна, помните свою школу, первого учителя, что вспоминается по прошествии лет?

- Конечно помню. Я училась в школе № 23 города Винница. Мой первый учитель Агнесса Павловна Бураго, как сегодня я сама, была в возрасте. Необыкновенно образованная, принципиальная, требовательная к себе и другим - в коллективе она пользовалась уважением. Мы же побаивались нашу Агнессу Павловну. Дотошная, она требовала от нас знания всех правил, каллиграфии, чистописания, а писали мы пером и чернилами. Уже в старших классах я и мои одноклассники были очень благодарны ей за школу, за терпение, мудрость.

- Какой Вы были ученицей?

- Прилежной. Во всем - от соблюдения школьного этикета до подготовки к урокам. Учителя и одноклассники знают меня по фамилии Татьяна Джура. Мне нравилось помогать. В старшей школе я помогала одноклассникам с грамматическими разборами. Мне не составляло труда много раз подряд повторять одно и то же. Я радовалась, когда у ребят что-то получалось. Носить школьную форму, октябрятскую звездочку, потом - пионерский галстук, шевроны члена дружины школы было в радость.

- Как думаете, поведение, образ вашей первой учительницы просматривается в Вас самой, можно говорить о том, что именно она стала образцом для подражания?

- Думаю, да. Все свои действия я по сей день сверяю с моим первым учителем. В любой непонятной ситуации задаю вопрос: «А как бы поступила Агнесса Павловна?». Как и она, я строга и требовательна. Сегодня понимаю, что оба эти качества есть проявление любви к ученикам, желание передать им знания, стремление научить. Во внешнем облике, как и моя первая учительница, я придерживаюсь простоты и классики. Волосы, собранные в аккуратный пучок, - символ учителя советской эпохи. Пучок носила Агнесса Павловна, ношу его и я.

Наставником для меня стал еще один педагог - Анна Ивановна Белова, учительница начальной школы № 3, в которой я проходила практику, давала первые уроки. Анна Ивановна была чем-то похожа на Агнессу Павловну - кропотливая, добросовестная. С нами, студентами, работала так же ответственно, как со своими учениками: следила за каждым нашим словом, за каждым жестом - записывала и после разбирала плюсы и минусы.

- Первый урок в роли учителя - как он прошел, чем запомнился?

- Это был урок рисования в классе Анны Ивановны. Я была практиканткой. Передо мной стояла задача научить школьников рисовать первые весенние цветы. Тогда к заданию я подошла вдумчиво, творчески. Сделала литературную подводку. Словом, на пять мою работу оценила не только Анна Ивановна, но и ее класс. Лучшее, что могла услышать по окончании дебютных 45 минут, - вопрос учеников: «А Вы еще будете у нас уроки вести?».

- Почему учитель? Как складывался выбор профессии?

- К тому, чтобы стать учителем, я пришла благодаря однокласснице. Мы были очень дружны. Моя подруга мечтала стать учителем. Была очень целеустремленной. Так получилось, что в первый год со сдачей экзаменов ей не повезло. Но от мечты она не отказалась: села за учебники, готовилась к поступлению на подготовительных курсах. Я после школы устроилась работать на завод тракторных агрегатов. Трудилась помощником токаря - обрабатывала корпусы тракторных насосов. Зарплата на заводе была хорошей.

Тому, что я пошла в рабочие, была причина. Мы с мамой жили одни, строили дом, нужно было помогать. Профессию токаря освоила легко, после напряжения школьных лет мне даже нравился ручной труд. К весне я осознала, что в рабочих провести всю жизнь не смогу, нужно развиваться. Перед сменами готовилась к поступлению в пединститут. Мы с подругой обе сдали экзамены, стали учителями. О чем я ни на минуту не пожалела.

- Какими были ваш первый и последующие выпуски?

- Шел 1983-й год. Я получила направление в небольшое село Мизяковские хутора. Учитывая, что детей в классах было немного, мне дали два класса - 2-й и 3-й. Уроки были спаренными. Выстроить одновременную работу было непросто. Приходилось ночами сидеть над конспектами, организовывать работу так, чтобы одному классу давать новый материал, другой - озадачивать самостоятельной работой. Но так было лишь год. К новому учебному году я ушла в декретный отпуск. Из декрета вышла в винницкую школу № 29 при шарико-подшипниковом заводе. Подхватила 2-й класс.

Детки были славные, 36 человек. Их родители - простые трудяги, они сами с уважением относились к труду учителя, этому же учили своих детей. Работа для меня была в радость. С классом не было никаких проблем. Раз в месяц мы ходили в кинотеатр. Добираться было достаточно далеко, но класс был настолько дисциплинированным и организованным, что мы справлялись без труда: мои дети могли себя вести и в троллейбусе, и в парке, и в кинотеатре.

- Расскажите об учительстве на Кубани. Как пришли к тому, что устроились в приходскую школу?

- Мы перебрались в Курганинск в 90-м году. Работать довелось в городских школах № 5 и № 19. Было время, приходилось оставлять учительство: я ухаживала за мамой, потом за новорожденной внучкой. Но школа всегда оставалась делом моей жизни. Как только вставал вопрос о трудоустройстве, я возвращалась к преподаванию. Приходская школа была моей мечтой, но я не могла и мысли допустить, что достойна.  Трудоустраиваться пришла перед новым учебным годом 2016 года. Успешно прошла собеседование и вот уже пять лет с удовольствием учу детей прихожан.

- Приведите пример пользы духовного воспитания в православной школе.

- В школе Александра Невского перед нами стоят особые воспитательные задачи. В этой школе мы имеем право открыто говорить о Боге, можем рассуждать на темы православия и религиозного воспитания. Мне нравится, что мы ближе к храму, что с нами общаются священнослужители. Учебный день начинается с молитвы. Мы молимся перед и после учения, перед вкушением пищи. Благодарим Бога за трапезу. Уроки основ православной культуры позволяют укрепить учеников в вере, сделать их более осознанными.

- Чем, на Ваш взгляд, отличается советская школа от нынешней, от чего Вы не смогли отказаться? Сложно ли было перестраиваться на новый формат обучения?

- Нынешнее образование нацелено на то, чтобы ученик с помощью наводящих вопросов сам дошел до темы урока и при содействии учителя  самостоятельно в ней разобрался. Такой подход к обучению позволяет формировать любознательного, деятельного ученика, способствует развитию его самостоятельного мышления. При этом в нынешней программе обучения закреплению материала уделяется сравнительно мало времени. Чего нельзя было сказать о советской школе. От чего не смогла отказаться, так это от тренировочных упражнений. У меня и сегодня есть дополнительные карточки на закрепление.

Перейти на новый формат обучения для меня было несложно. В советской школе я больше восьми лет работала по программе развивающего обучения младших классов Занкова. Программа была направлена на развитие качеств и навыков, близких к современным - на умение находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной форме, доказывать свою точку зрения, обсуждать сходные и противоположные взгляды, делать самостоятельные выводы.

- Какой он, Ваш выпускной класс?

- Как и все предыдущие - любимый. Я люблю своих учеников. Мои нынешние четвероклашки в основной массе - усидчивые, самостоятельные, целеустремленные, любознательные, ориентированные на то, чтобы получать знания самостоятельно.

«Делайте работу так, чтобы она вам понравилась», - всегда говорю своим ученикам, и они стараются, стараются правильно вычислять, аккуратно писать, с выражением читать. Ведь это так важно - любить то, что ты делаешь, - неважно учеба это, помощь по дому или занятия в кружке.

Мне нравится, что мой выпускной класс дружен - мальчишки и девчонки пытаются друг другу помочь, объяснить, подсказать.

 - Чем запомнились последние звонки, как пройдет последний звонок для 10-го выпуска?

- Расставаться всегда немного грустно. Наверное, именно потому  все последние звонки были теплыми, душевными, по-семейному уютными. Безусловно, в каждом классе своя атмосфера, но общий настрой именно такой.

В пятницу у ребят был прощальный классный час. Последний звонок прозвенит в субботу, во время школьной линейки. По традиции в храме пройдет молебен об окончании всякого доброго дела. Ребята получат благословение настоятеля на продолжение учебы в новом учебном году.