БАМу – 50 лет! Для Людмилы Исаевой работа на строящейся магистрали стала важнейшей частью ее биографии
Она не была путеукладчицей или бульдозеристом – для этого хватало мужчин, не возводила здания или мосты… Тем не менее без представителей ее профессии БАМ не был бы построен.
Людмила Исаева с коллегами кормила тех, кто были лесорубами, экскаваторщиками, водителями, монтерами железнодорожных путей…
Сюльбан, Балбухта, Куанда - в центре главных событий
В числе тех, кто питался в столовой поселка Сюльбан, где она работала поварихой, была бригада Александра Бондаря, строившая Западный участок БАМа.
- Это были энергичные веселые ребята, Александр Бондарь похож на былинного русского богатыря. В бригаде для подъема трудового энтузиазма даже создали театр и ездили со спектаклями по БАМу, - рассказывает Людмила Ивановна. - Говорят, Александр Васильевич как бригадир был жестким. Но таким и надо быть. От этой бригады и их соперников - бригады Ивана Варшавского, которая монтировала пути на Восточном участке и двигалась навстречу - зависели сроки стыковки.
По сложившейся традиции руководству страны хотелось завершить грандиозную стройку к значимому празднику. Ближайшим был День Великой Октябрьской социалистической революции.
К концу сентября 1984 года немноголюдный поселок Сюльбан оказался переполнен желающими стать свидетелями стыковки путей двух направлений на разъезде Балбухта 1603 километра БАМа в Каларском районе Забайкальского края.
- В ближайших поселках и нашем можно было встретить многих знаменитостей: в Чаре в столовой рассказывали анекдоты Полад Бюль-бюль-оглы, Владимир Винокур и Лев Лещенко; в Сюльбане в одном из домиков буквально на полу спали Андрей Вознесенский, его жена Зоя Богуславская и еще несколько знаменитостей, потому что гостиниц не было, да и в щитовых домиках на всех кроватей не хватило. Всех не перечислить, кого лично я видела! - вспоминает знаковое событие Людмила Ивановна. - В день стыковки операторы центрального телевидения, фотографы из московских газет сидели на ветках деревьев только потому, что им не хватило места на земле.
В рабочий день 29 сентября, когда на разъезде Балбухта были уложены последние звенья, мужественный, известный всей стране бригадир Александр Бондарь, будущий Герой Социалистического труда, заплакал. Он завершил то, к чему стремился 10 лет, а страна - еще дольше. Стыковка стала итогом работы огромного количества специалистов - проектировщиков, изыскателей, проходчиков, лесорубов, взрывников, водителей, военных мостовиков, трубоукладчиков, подготовивших земляное полотно (подрельсовое основание) и искусственные сооружения (мосты, водопропускные трубы, путепроводы и т. д.) - основу для укладки рельсов и шпал. Точку в многолетнем сражении с природой и производственными трудностями поставили путейцы.
1 октября на станции Куанда, что в 43 километрах от Балбухты, разобрали два звена пути и вместо них уложили другие, покрашенные бронзовой краской под золото. Это было официальное завершение строительства Байкало-Амурской железной дороги, и оно стало звездным часом для друзей-соперников - бригадиров Александра Бондаря и Ивана Варшавского.
- Перед смертью в 2021 году Александр Васильевич попросил развеять его прах над Балбухтой. Часть праха была захоронена на одном из московских кладбищ рядом с могилами его родных, а часть на БАМе развеял Иван Варшавский. Когда здесь проходят поезда, то сигналят, - не скрывает слез собеседница.
Есть что вспомнить и рассказать
В большинстве своем магистраль строили бессемейные люди, а Людмила Ивановна поехала на БАМ с мужем и тремя детьми, младшему был годик.
- Запомнилась дорога из Тынды, куда мы первоначально приехали, в поселок Сюльбан, - рассказывает моя собеседница. - Ехали по горам то вверх, то вниз по обледенелой дороге. Сплошные перевалы, на одном смотрим вниз, а там - столько упавшей техники: КамАЗы, 14-тонные немецкие «Магирусы»…
Сюльбан, самая высокая точка БАМа, обрастал инфраструктурой, необходимой для проживания большого количества строителей дороги. В поселке только еще строили жилье, пекарню, баню, столовую, пилораму, контору. В 1982 году появились первые республиканские комсомольские строительные отряды. Работы для молодой поварихи Людмилы и ее коллег было невпроворот.
- Иду уже дома по коридору, а мне чудятся то слева, то справа кастрюли, - говорит она. - Снабжение продуктами отличное, было из чего готовить разнообразные блюда.
Молодежь в поселке не скучала: по вечерам собирались в столовой и устраивали танцы. Заводилой был ныне хорошо известный артист, а тогда школьник, звезда школьного театра «Зеленая карета» - Андрей Чернышов. Он жил с родителями в Сюльбане с 1980 года.
- Его мама была учителем математики, отец – директором школы. Дети любили ходить с ними в походы. Мы дружили с Чернышовыми, - с теплом рассказывает о соседях Людмила Ивановна.
В ее альбоме - много любительских фотографий с Андреем Чернышовым, Евгением Евтушенко, Александром Бондарем… Людмила Ивановна берет очередную фотографию и о каждой рассказывает историю.
- Вы когда-нибудь видели маленького медвежонка? - спрашивает у меня. - Это ведь ребенок: такие же ручки, ножки, играться любит. Как-то привезли геологи медвежонка-сироту. Увидел детей, как рванул за ними вприпрыжку – играться захотелось. Мы давали ему банку сгущенки, он лапкой загребает ее и облизывает – понравилась. Потом его отвезли в Новосибирский цирк, и там со временем появилась артистка – медведица Настя.
Собеседница до сих пор не может забыть потрясающую природу сурового края – разноцветные от багульника сопки, желтые пески самой северной в мире Чарской пустыни, ягодные россыпи тайги, полные не только водой, но и ценной рыбой, холодные сибирские реки…
Жаль, что нельзя вернуться назад
Людмила Ивановна в 1987 году вновь круто изменила свою судьбу: переехала в Комсомольск-на-Амуре с детьми, но уже без мужа Александра. На новом месте жительства в 1988 году познакомилась с Владимиром Исаевым, и они вместе уже 37 лет. В 1993 году приехали на Кубань, в 1998 году поселились в хуторе Южном Курганинского района; занимались, пока были силы и здоровье, подсобным хозяйством - держали коров и другую домашнюю живность. И здесь Людмиле Ивановне пригодилось ее ветеринарное образование и давнишний опыт работы по этой специальности в одном из колхозов Кавказского района.
За повседневными заботами в кубанской глубинке вдруг нахлынут воспоминания о прежней жизни в далеком крае, сердце защемит грустью о том, что было давным-давно, и так захочется вновь окунуться в атмосферу молодости, энергии и причастности к грандиозному событию!
- Мы много раз пожалели, что уехали из Комсомольска-на-Амуре, хотели бы вернуться, но увы… - присоединяется к разговору Владимир Захарович. - Это потрясающий город, там много предприятий, культурных объектов. Люди доброжелательные, на любого можно было положиться. До сих пор соблюдаются советские традиции. Помню, как по улице движется первомайская демонстрация, а улыбающиеся люди с балконов, из открытых окон бросают цветы в знак поддержки.
Будет к месту вспомнить стихи коллеги Александра Бондаря и бамовского поэта Владимира Гузия:
И когда оркестр громом брызнет,
Ты поймешь, что в ливнях и пыли
Лучшую дорогу нашей жизни
Мы с тобою вовремя нашли.
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ: https://t.me/kurganinskie