Люди, судьбы
Утилиты
Типографика

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

75 лет на могиле нашего земляка, покоящегося на офицерском кладбище Вольштына, алыми свечами вспыхивают сальвии. Свыше трех тысяч боевых верст в рядах Таманской дивизии. Четыре ранения. Представление на присвоение звания Герой Советского Союза. Окропленные кровью - орден Красного Знамени и орден Отечественной войны 1 степени. Известие о гибели Никиты Шахназарова близкие получили 9 Мая 1945 года.

Ряды Таманской дивизии, одной из семи армянских дивизий Красной Армии, Никита Сергеевич Шахназаров пополнил по зову сердца и голосу совести. В то время когда оккупанты приближались к Кубани, а турецкие войска, стянув мощные силы, вновь стояли на границе с Арменией, в памяти Никиты Сергеевича особенно остро всплывали воспоминания о геноциде армян, вынудившем его семью покинуть родную Карсскую область. В таком расположении духа оставаться в тылу он не мог.

До…

Для многих Великая Отечественная война разделила жизнь на до, и после. На Кубани Шахназаровы обосновались в 30-е годы. Ища убежища от турецкого преследования, поселились в станице Лабинской. Со временем, получив назначение на должность директора курганинской заготовительной конторы, Никита Сергеевич со своим семейством перебрался в соседнюю станицу. В здании контры были обустроены рабочие и жилые помещения: Шахназаровы занимали две комнаты и вместительную прихожую.

Как член партии, руководитель заготовительной конторы Никита Шахназаров прикладывал старания для выполнения пятилетних планов народного хозяйства. Третий план сорвала Великая Отечественная война. В то время когда перед страной стала задача обеспечить продовольствием войска, рабочих заводов и фабрик, Шахназаров получил бронь.

В ряду бойцов хлеборобной нивы

Военный урожай 1941-го собирали все, кто не ушел на фронт. За комбайны сели женщины, в поле вышли дети и старики. В числе тружеников тыла были и Шахназаровы. Чтобы обеспечить фронт и тыл продовольствием, трудились без отдыха, порой по несколько суток. Железнодорожные составы с продовольствием двигались в разных направлениях - от Урала и Сибири до Закавказья.

В марте 1942-го, когда на всех фронтах продолжались ожесточенные бои, а станичники то и дело получали похоронки, Никита Шахназаров понимал - Красной Армии с каждым днем все сложнее преодолевать натиск врага. Оставить жену и пятерых детей, младшему из которых едва исполнилось три, было непросто. Но и находиться в тылу он больше не мог, враг приближался к Кубани.

Доброволец Таманской дивизии

На фронт Никита Шахназаров ушел весной 1942-го. Добровольцем. По распределению военного комиссариата был зачислен в ряды одной из семи армянских дивизий, Таманской. В августе, во время битвы за Кавказ, получил первое ранение. Всего в его жизни их будет четыре.

В октябре 1943-го боевые подразделения дивизии вели бои на Таманском полуострове. В апреле 1944-го, входя в состав Отдельной Приморской армии, принимали участие в Крымской наступательной операции. Позже были задействованы в освобождении городов Балаклава и Севастополь. При участии стрелков Таманской дивизии в мае 1944-го фашисты потерпели поражение на высоте Горная и в бухте Казачья.

За освобождение Севастополя дивизия была награждена орденом Красного Знамени. Одноименной награды был удостоен и наш земляк, представленный командованием полка к званию Героя Советского Союза.

Высота Горная - малоизвестный подвиг армянских воинов

Ключевыми в обороне и штурме Севастополя были две господствующие высоты - Горная и Сапун-гора. У войск вермахта хватило времени как следует закрепиться и подготовиться к отражению атаки.

С высоты Горная, возвышающейся над долиной совхоза «Золотая Балка», просматривалась вся Севастопольская оборонительная полоса, мыс Херсонес, бухты Камышовая и Казачья.

Штурм укреплений противника начался 7 мая. В этом направлении, не давая советским танкам прорваться в Севастополь, гитлеровцы контролировали Балаклавское шоссе. Перед Таманской дивизией стояла задача выбить противника с высоты - последнего естественного препятствия на пути наступления советских войск.

Вот как описывает события тех дней Герой Советского Союза, генерал-майор Василий Федорович Гладков: «Фашисты приготовились к длительной обороне. Мы - к решительному штурму. …Местность в этом районе давала большие преимущества противнику. Все трехкилометровое пространство - от исходного рубежа дивизии до горы Горная - хорошо просматривалось врагом. Фашисты имели тут много инженерных оборонительных сооружений… Каждая вражеская позиция имела развитую систему траншей и ходов сообщений, проволочные заграждения в три-шесть рядов и сплошные минные поля вдоль всей линии фронта. Через двадцать пять - тридцать метров в траншеях были подготовлены площадки для пулеметов и противотанковых орудий, а через сто пятьдесят - двести метров - расположены доты и дзоты, связанные между собой ходами сообщений.

Мужество и отвага, достойные высшего звания

В таких условиях, помня подвиг боевого товарища Унана Аветисяна, в боях за освобождение Кубани повторившего подвиг Александра Матросова, мужественно сражался
с врагом командир стрелкового взвода, лейтенант Никита Шахназаров.

В описании боевого подвига, взятого из разархивированной базы данных ЦАМО, указано, что 8 мая 1944 года штурмовая и блокирующая группы Шахназарова первыми прорвали узел сопротивления на высоте Горная. Под ожесточенным артиллерийским и минометным огнем красноармейцы под командованием Шахназарова ворвались в траншеи и, уничтожив в рукопашном бою противника, овладели позициями. Ликвидировав отдельные очаги сопротивления, они подобрались к оборонительному сооружению. Первым поднялся и с криком «За Родину, за Сталина!» бросился на штурм дота командир Шахназаров. Гарнизон был уничтожен. Красноармейцы закрепились на взятых позициях. Путь на Севастополь был открыт. Дивизия стремительно преследовала противника до бухты Казачья. Когда по ранению выбыл из строя командир роты, лейтенант Шахназаров взял командование на себя. Под его руководством рота успешно провела наступление на отметку 80,0 и бухту Казачья. За пять дней боев подразделением Шахназарова было уничтожено 147 солдат и офицеров противника, 3 пулеметных точки, подавлено 5 огневых точек. Бойцы подразделения пленили свыше полутора сотен солдат неприятеля, захватили автомашины, орудия, пулеметы, мотоциклы и склад. В представлении о награждении командир 400-го стрелкового полка, подполковник Глуходедов сделал вывод: лейтенант Шахназаров достоин высшей степени отличия - звания Герой Советского Союза.

Так называемый «Третий сталинский удар. Освобождение Крыма» завершился поражением 17-й немецкой армии. 9 мая 1944 года в ходе наступательной операции, получившей название Крымской, Севастополь был освобожден. Тремя днями позже, 12 мая, остатки немецко-румынских войск были пленены в районе мыса Херсонес. Огнем артиллерии и ударами авиации многие находившиеся в бухтах суда были потоплены, что позволило уничтожить большую часть румынской черноморской флотилии.

В наши дни

Более 300 павших за освобождение Севастополя воинов дивизии похоронены у городского кладбища и у подножия высоты Горная, увенчанной в наши дни 10-метровым обелиском.

Если окопы и воронки - раны севастопольской земли, со временем затягиваются, боль от человеческих потерь по-прежнему отзывается в сердцах каждого нового поколения. Ежегодно в День Победы здесь, на месте ожесточенных сражений, проходит международный военно-исторический фестиваль «Высота Горная». Об отважных защитниках Родины вспоминают благодарные потомки в разных уголках страны.

Забота о близких в мыслях и строчках

Сотни верст с боями прошел наш земляк. Несмотря на тяжести и невзгоды, он не забывал о близких. Подтверждение тому - строки одного из писем старшему брату Петру: «Петр Сергеевич, Вы не можете представить, как мне было тяжело читать письмо дочурки (речь идет о старшей дочери Виктории, прим авт.) в котором она пишет: «Папа, мне так жалко, что я не учусь». Я четыре раза был ранен и такую боль не чувствовал, как читая эти строки. Живу тем, что мои дети учатся, а выходит, что нет. Я Вас прошу, как старшего брата и отца: позаботьтесь, чтобы она не отставала от учебы, и, если жив останусь, постараюсь рассчитаться».

Непростой стала жизнь близких Никиты Сергеевича после его ухода на фронт. С августа 1942-го по январь 1943-го станица Курганная была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Шахназаровым, как родственникам члена партии, пришлось расстаться с домашним скарбом. Полицаи наложили руки даже на обувь и одежду.

…Еще одно из сохранившихся писем датировано 10 февраля 1945 года. Шел первый день Восточно-Померанской операции, главная цель которой - взятие Берлина.

«До Берлина 60 километров. Скоро буду в Берлине. Оттуда напишу подробно, - писал Никита Шахназаров брату. - Петр Сергеевич, несколько слов о Германии. Нужно сказать, за годы войны они грабили Европу и создавали себе благоприятство. Они очень убеждены в своей победе. Но они просчитались: тот фриц, который верил в Гитлера как в фюрера, тот скоро поднимет руку с белым платком и закричит: «Гитлер капут!». Петр Сергеевич, прошу написать, какой ущерб учинили нам немцы и нашим родственникам, чтобы я, мы отомстили…».

Роковой апрель 45-го...

До победного мая Никита Шахназаров не дожил меньше месяца. Смертельное ранение настигло его 3 апреля 1945 года.

Из наградного листа старшего лейтенанта, командира стрелковой роты 400-го стрелкового Севастопольского полка 89-й стрелковой Таманской дивизии: «Получив новые силы, противник предпринял 3.4.45 года атаку на плацдарме южнее Франкфурта с целью сбросить наши продвижения за Одер. Ему удалось отдельными группами проникнуть в расположение батальона и завязать траншейные бои. Благодаря умелому руководству тов. Шахназарова, проявившего неоднократно подвиги на плацдарме, прорвавшаяся сквозь фланги соседей группа немцев была полностью ликвидирована. Обеспечив фланг левого соседа одним взводом, он энергичными ударами полностью уничтожил засевшую в траншеях группу противника, чем обеспечил успех боя на всем плацдарме. В этом бою противник оставил только в траншеях 45 солдат и офицеров. Сам Шахназаров в этом бою был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь. Вывод: тов. Шахназаров достоин правительственной награды - ордена Отечественной войны I степени. Командир 400-го стрелкового Севастопольского полка, гвардии полковник Шаповалов».

Тяжелораненого командира роты эвакуировали в 16-й полевой эвакуационный пункт. Здесь спустя десять дней, 13 апреля 1945 года, завершился его боевой и жизненный путь.

89-я армянская Таманская трижды орденоносная стрелковая дивизия - единственная из всех национальных формирований приняла участие в штурме Берлина и разгромила сильный гарнизон, укрепившийся в центре столицы, в Гумбольдтхайне. За эту операцию дивизия была награждена орденом Кутузова II степени.

Вольштын - последний приют

О гибели мужа и отца Шахназаровы узнали в тот день, когда вся страна ликовала, чествуя солдат-победителей. Скорбную для семьи весть принесла средняя дочь Эмма.

Последний приют капитан Шахназаров нашел в небольшом польском городке Вольштын. Там на офицерском кладбище захоронены 362 доблестных воина Красной Армии. На входе - гранитные плиты со словами: «СССР. Офицерское кладбище - памятник 33-й армии. 1945 год. Наше дело правое, мы победили», «Слава героям Великой Отечественной войны 1941-1945». Центральную аллею, вымощенную тротуарной плиткой, венчает каменный постамент со скульптурой советского воина. На постаменте эпитафия: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!».

Один из этих героев - капитан Шахназаров. Его обелиск, увенчанный пятиконечной звездой, установлен неподалеку от основного постамента.

Каждый год на надгробиях советских офицеров, словно горящими свечами, вспыхивают алые сальвии, а в День Победы зажигаются лампады.

В 70-е годы, когда Валерий, младший сын Никиты Сергеевича, служил в ГДР, родным впервые удалось навестить могилу отца и деда. Тогда у обелиска преклонили головы Валерий Никитович, его супруга Валерия, дети Станислав и Игорь. В поиске места захоронения Шах-Назаровым помогали не только советские, но и немецкие, и польские товарищи. Позже в Вольштыне побывали Виктория, дочь Никиты Сергеевича, его внуки и правнуки.

В памяти потомков - жив

Навестив нашу редакцию в июле прошлого года, Валерий Никитович рассказал о том, что полвека назад за офицерским кладбищем в Вольштыне ухаживали харцеры (участники польской национальной скаутской организации) из лицея им. Склодовской-Кюри. Во время посещения этого польского городка в благодарность ребятам Шах-Назаровы привезли советские значки и открытки. Взамен польские школьники подарили керамическую тарелочку с изображением лицея. Сегодня эта тарелочка - напоминание о дружбе между народами страны Советов и Польши.

К слову говоря, Станислав и Валерий, сыновья Никиты Шахназарова, стали военными и завершили службу в звании подполковников. Виктория, о судьбе которой так переживал Никита Сергеевич, получила медицинское образование, долгие годы работала фармацевтом. В наши дни живет в Гатчине, городе воинской славы, и готовится отметить 90-летие. В память об отце Виктория Никитична хранит фотокарточку, датированную 1944 годом.

Стараниями Валерия Никитовича в год празднования 75-летия Победы имя его отца, капитана Шахназарова, увековечено на одной из плит мемориального комплекса «Ника» г. Курганинска. Мятущейся птицей Феникс, не позволяя людской памяти кануть в лету, здесь горит Вечный огонь. «Их подвиг бессмертен, их имена вечны», - сквозь пламя слова эпитафии, высеченные на постаменте, приобретают особую окраску...

Последние новости

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Яндекс.Погода