БАМу – 50 лет! Значительный вклад в строительство магистрали внесли военнослужащие Советской армии
Основная тяжесть строительства магистрали на самых проблемных и непроходимых участках легла на Железнодорожные войска. Мостовикам предстояло пересечь 11 полноводных и множество мелких рек, построить порядка 2230 мостов и трубопроводов.
В строительстве 30 малых мостов участвовал Юрий Иванченко в составе Чегдомского корпуса Февральской бригады воинской части № 33007.
Утиный, Янсай, Иссыкан, Федькин Ключ, Скалистый, Бурунда, Алонка, Каменка – эти названия железнодорожных разъездов навсегда запечатлелись в памяти специалиста-мостовика, проходившего службу в этом регионе на протяжении 10 лет.
Иной профессии не могло быть
Юрий Иванченко не представлял себя в другой профессии, и вот почему: «Я родился в городе Инишли Азербайджанской ССР. Рядом – граница, стояли войска ПВО и железнодорожный батальон. Вся обстановка - соответствующая. Дядя мой по отцу был военным, порекомендовал поступать в военное училище. Сестра, жившая в ту пору в Ленинграде, посоветовала приехать к ней. В этом городе я бывал уже не раз, и он мне очень нравился. Так что после школы сомнений я не испытывал».
Ленинградское высшее военное училище железнодорожных войск и военных сообщений им. М. Фрунзе располагалось рядом с одним из красивейших мест города – Театральной площадью. Юношу это впечатлило, но он совершенно не знал ничего о будущей специальности «мостовик», на которую ему предложили учиться члены приемной комиссии.
Абитуриент согласился, но, оказалось, учиться на факультете «Строительство и восстановление мостов и искусственных сооружений» очень сложно. Училище привлекало его и возможностью участвовать в соревнованиях по вольной борьбе. Также часто курсанты ходили на спектакли - рядом находился театр оперы и балета им. С. Кирова.
Там, где не ступала нога человека
Еще на 4-м курсе Юрий Иванченко побывал на стажировке в Хабаровском крае. Так что при распределении в северную часть Амурской области имел представление о местном суровом климате. Выпускник поехал на первое место службы в семейном статусе с молодой женой.
- Мы прибыли в тайгу практически туда, где до нас не ступала нога человека. В первую очередь строили столовую, баню, туалет, потом устанавливали палатки, со временем построили дома из бревен на четыре семьи с минимумом удобств. Холод оказался не так страшен для тех, кто жил определенное время в Ленинграде с его пронизывающими ветрами, - вспоминает первые дни нового этапа жизни Юрий Владимирович.
Супруга – ленинградка Алла Гарриевна, с медицинским образованием, устроилась позже на работу в детский сад. Вскоре в семье появились сын Володя и дочь Галя. Юрий Владимирович увлекся охотой и рыбалкой, и это ему удавалось.
Строительство Байкало-Амурской магистрали уже двигалось полным ходом. Дорога прокладывалась по территории, где преобладали горные хребты, непроходимая тайга, реки, болота. Перед военными мостовиками стояли труднейшие задачи.
- Самым сложным процессом была укладка трубопроводов. Летом трубы лежали в болоте, и работать с ними было невозможно. Мы ждали, когда замерзнет почва. Но теперь техника не могла взять мерзлоту. Приходилось ее растапливать списанными покрышками, снимая каждый день по 20 сантиметров почвы, а надо было растопить на глубину двух метров. До 50 покрышек уходило на площадь порядка 20 квадратных метров, - говорит Юрий Владимирович.
От сибирской реки Лена до афганской реки Пяндж
Супруги Иванченко планировали не больше 5 лет поработать на севере, но замены Юрию Владимировичу не было еще 5 лет: в то время Ленинградское железнодорожное училище было единственным, которое готовило специалистов-мостовиков, так что кадровые офицеры были незаменимы.
В 1988 году он был направлен в командировку в Афганистан.
- С апреля по август мы возводили понтонные мосты через реку Пяндж для переправы танков. Командировка была секретной, долгое время об этом нельзя было говорить. У меня в подчинении были даже не солдаты срочной службы, а 30 лейтенантов. Нас очень хорошо охраняли – настолько это было серьезно: уже начался вывод советских войск, - поделился уже несекретной информацией собеседник.
В 1989 году Юрий Иванченко участвовал в капитальном ремонте и реконструкции самого протяженного – 710 метров – Селемджинского моста (переоборудование с комбинированного хода на железнодорожный), затем – в отделке уже построенных панельных домов для военнослужащих бригады в Февральске.
Еще до 1993 года менялись названия разъездов, на которых он принимал участие в строительстве инженерных коммуникаций, обеспечивающих железнодорожное движение, тепловых пунктов 35/10, подстанций.
Через всю страну - на Кубань
В 1994 году воинскую часть № 33007 перевели в Краснодарский край.
- Кубань - родина моих предков по отцовской линии. Так что вернулся к своим корням. Деды воевали в Великую Отечественную войну, погибли: один похоронен в Польше, другой - в братской могиле в Светлой Заре, где стоит памятник, - рассказывает Юрий Иванченко.
Семьи командного состава поселились в поселке Красное Поле. И взрослым, и детям было в диковинку, что невиданные на севере фрукты и ягоды растут просто так, упавшие лежат на земле.
- Свисают через забор ветки с абрикосами, вишнями, алычой, идешь и рвешь их; дети особенно радовались, - вспоминает собеседник. – Но в то же время у рядового состава были проблемы с питанием. Нам начали помогать колхоз «Кавказ», местная власть. Делали все, чтобы наших солдат накормить.
В середине 90-х годов начались проблемы и с выплатами заработной платы офицерам, некоторые увольнялись из армии. Юрий Владимирович, несмотря на общий негативный настрой, остался на службе, и тому есть обоснование:
- Военные – государственные люди. Для меня было честью служить стране. Когда она ставит те или иные задачи государственной важности, военные, несмотря ни на что, их выполняют. Так было и в военное время, и в мирное - на строительстве Байкало-Амурской магистрали.
Его командирские и профессиональные качества пригодились и в выполнении задач в чрезвычайных ситуациях природного характера. В 2002 году личный состав отдельного батальона воинской части № 33007 под командованием подполковника Юрия Иванченко участвовал в ликвидации последствий наводнения в Курганинском и Новокубанском районах.
С 2003 года он находится в запасе в звании подполковника и трудовую деятельность продолжает уже в качестве начальника теплохозяйства ООО «ЮгЭнергоИнвест г. Краснодар».
Собеседник рад был поделиться информацией о детях, выросших в суровых сибирских условиях, тоже бамовцев, а теперь уже подаривших родителям внуков:
- Я стал дедом в 43 года: у сына Владимира, кадрового военного, – трое детей; у дочери Галины – двое, она живет в Москве, у нее – своя строительная компания.
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ РАЙОНА: https://t.me/kurganinskie