Этот день на Руси издавна посвящали богу Яриле.
Даже с распространением христианства эта традиция не прекратилась, зато получила новое истолкование: говорили, что в середине лета все святые меряются силой с языческим богом.
До сих пор нет единого мнения о том, кем именно считали Ярилу люди. Существуют, к примеру, версии о том, что он был богом солнца, богом любви и страсти, богом сил природы. Считалось, что на Ярилу все живое «приходит в яр», то есть начинает плодоносить.
«Ярило - добрый молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях венок, в левой руке ржи пучок, в правой палица. Взмахнет Ярило рожью нивы тучнеют, хлеба колосятся; взмахнет палицей громы гремят, дожди льют. Куда конь ступит, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется», так рисовали в народе образ божества.
Ярилин праздник называли особенным; говорили, что его «целый год ждут», что это «всем дням день». В этот день отправлялись на покосы, набивали матрацы свежескошенной и высушенной травой. По вечерам собирались у костров, веселились, водили хороводы, заваривали душистые чаи на травах. Устраивали также «ярилины игрища», ярмарки, посещения родственников. Праздники сопровождались кулачными боями, песнями, плясками и разгульным весельем.