Когда пришло сообщение: «Прости нас, пожалуйста. Артем погиб», Елена собирала посылки на фронт
Кубанку, шевроны, иконы, православный крест, шахматы, телефон, что хранят родные «Арлика», передали сослуживцы. Чтобы показать хронику жизни мужа, Елена поставила на подзарядку его телефон. Вспоминает: «Пароль будто кто подсказал».
Моя собеседница набрала всего один символ и попала в десятку. Вот как она об этом рассказывает:
- Я взяла телефон, включила экран – запаролен. Зная Артема, понимала: замок не от боевых друзей и родных, значит, должно быть что-то простое, но в его духе. Набрала условный знак – телефон открылся.
В кадре – родной, живой
Дочки «Арлика» время от времени примеряют кубанку отца, перебирают шевроны: образ Пресвятой Богородицы, зетка с триколором, «Мы нашу землю держим зубами. БАРС-16», «Не важно, кто напротив, важно, кто рядом». Дороже всего – телефон, в нем – картинки фронтовых будней папы. Фото и видео пересматривали не раз. На них он родной, юморной, рисковый. Живой.
Вот Артем вскидывает автомат. До пустого магазина стреляет в сторону позиций врага. За кадром кто-то комментирует: «Так мы три раза на день «приветствуем» укропов». Девочкам не страшно: на видео папа жив. Следующая запись погружает во фронтовой быт, приправленный армейским юмором. «Арлик» показывает обмундирование и провизию, говорит: «Это, надо понимать, платяной шкаф, это столовая, это кладовая, а это…». «А это топчан», - отвечает боевой товарищ, приколачивая к земляной стене туристский коврик. Вместо молотка - саперная лопатка, вместо гвоздей - пулеметные гильзы калибра 7,62. В двух других сюжетах парни эвакуируют на «буханке» «трохэ подбитого боевого товарища» - «Ниву», и пытаются угнать вражеский танк. Вернее, они его угнали, но соскочили с бугра и уперлись дулом в землю.
Любимое видео Иришки - песня «Когда мы станем взрослыми». В кадре – она и папа. «В каждом оконце радуга льется, и миром правит только любовь», - поет Иринка.
«Только любовь миром правит, да?» - переспрашивает Артем дочку. Она утвердительно кивает. Сейчас из его уст эти слова звучат как наставление.
На поворотах судьбы
Катя помнит папу лучше, она старшая: папа успел научить ее игре в шахматы, фланкировке шашкой, молитве «Отче наш». Катя и Иришка не забыли, как вставали на заре копать картошку, как Артем катал их на рафте, как брал на рыбалку и учил закидывать удочку, как пел «Не для меня придет весна».
В том, что ее супруг - надежный спутник жизни, Елена убедилась, борясь с онкологией. Произошло это на пятый год их совместной жизни, спустя полгода после рождения младшей дочки Иринки. Тогда его «Заяц, прорвемся!» звучало для нее как боевой девиз. И они победили.
Другой крутой поворот – спецоперация. Артем Фень - профессиональный спасатель. Сидеть и ждать исхода событий не мог. Его помощь Донбассу началась с охраны детсадовцев Луганска. Для этого он уволился с работы, передал наставничество над воздвиженскими детсадовцами, юнармейцами и атаманство в хуторском казачьем обществе. Весной 2023 года сказал домашним: «Поеду «отстраивать присоединенные территории».
О том, что муж собирается на фронт, Елена поняла по разгрузке, купленной перед отправкой. Задала вопрос. Артем отпираться не стал. Но и уговоры слушать расположен не был, сказывалась кровь предков - новоджерелиевских казаков. К слову говоря, казаки станицы Новоджерелиевской - переселенцы с Запорожья.
Успеть набыться вместе
Вспоминая день расставания, Елена рассказывает:
- Было майское утро. Старшая дочка уехала школьным автобусом. Артем провожал меня и младшую дочку на маршрутку. Долго смотрел вслед, будто прощался. Я не выдержала: отвела Иришку в детский сад, отпросилась с работы, села в проходящий автобус на Курганинск, чтобы успеть набыться вместе и проводить.
Супруге и маме «Арлик» сказал: «Иду фронтовым поваром». Елена сделала вид, что поверила, в одну из отправок положила в посылку набор специй. Артем тонкий юмор оценил.
О том, что он гранатометчик, родным стало понятно из карточки добровольца, которую вместе с контрактом «Арлик» переправил домой.
Он шел доставать «Пашковку»
Связь была редкой. Артем мог не звонить до трех недель. Елена переживала, но помнила его слова, сказанные перед заброской: «Если не звоню, значит, все хорошо. Плохие новости приходят быстро».
Плохие новости пришли на пятый месяц. Субботним днем Катя и Иришка остались у бабушки, Елена собирала посылки «барсам».
- К тому времени я знала, что ребятам нужно, знала, как передать это нужное из рук в руки, - рассказывает она. - Накоптила сала, насолила капусты, помидоров, огурцов. Утром поехала на рынок, купила хрен, лимоны, фикус, козинаки. Хрен и лимоны, чтобы поддержать иммунитет ребят. Козинаки - любимая сладость мужа. Фикус - для себя, Артем любил дарить мне цветы в горшках.
По словам Елены, в сборах прошло все утро. Присела она только ближе к обеду, взяла телефон, увидела сообщение от ротного. Обрадовалась. Артем время от времени писал с его номера.
- Я открыла сообщения и прочла: «Прости нас, пожалуйста. Артем погиб», - глотая слезы, продолжает рассказывать моя собеседница.
На тот момент «БАРС-16» держал активную оборону под поселком Спорное Артемовского района ДНР. От сослуживцев Елена узнала: в свое последнее задание Артем шел вытаскивать с позиций погибшего товарища «Пашковку».
Подробности рассказал «Барс», боец из Темрюкского района. По его словам, за три дня до гибели «Арлика» группа «Пашковки», краснодарского казака, многодетного отца Юрия Сумынина, попала под обстрел. Укрылись в небольшом блиндаже. Все не поместились, Юрий прикрывал вход. Взрыв мины, сброшенной гексакоптером, принял на себя. Задание эвакуировать погибшего товарища получила группа «Арлика».
- Я знал, куда мы идем. Было страшно. Капец, как страшно. Выдвинулись в ночь. В паре шагов силуэты терялись из вида, - рассказывает «Барс». – По дороге пролетела «Баба-Яга», метров за шестьсот до точки встретили добровольцы Луганщины, предупредили: «Был накат, переждите, пойдете «по-серому». Прислушались. На заброшенных позициях заняли два блиндажа. Едва снялись с места союзники, начался артобстрел. Долбили с девяти вечера до трех утра. Четыре раза прилетала «Баба Яга», было три сброса. Один очень близко. Переждали атаку. В пять утра выдвинулась первая группа. На выходе «Арлик» всегда говорил: «Держим дистанцию». Сказал и в этот раз. Как командир он не должен был идти первым. Но идти первым было его правилом, он нас берег. Раздался взрыв, похожий на «польку» (мина производства Польши для 82-мм миномета, ее прилет не слышен - прим. авт.). «Арлик» - «200», «Пенза», «Малыш» - «300». «Пензе» перебило ноги, порвало шею, в ключице - дырка. «Малышу» выбило глаз, осколок вошел в колено. Жизнью «трехсотые» парни обязаны «Арлику», принявшему удар на себя, «Психологу» и «Боксеру» - они оказали первую помощь. Эвакуировал ребят наш ротный «Кувалда». «Арлик» лежал калачиком возле воронки. Что это было, противопехотная мина или неразорвавшийся кассетный боеприпас, с точностью сказать не могу.
Девочки, папы больше нет
Известие о гибели отца Катя и Иринка услышали только на следующий день.
- Начиналась учебная неделя, нужно было идти в школу. Услышь дочки новость о гибели папы от детей, стали бы отбиваться фразой: «Это неправда!» - вспоминает Елена. – Понимая это, я посадила их на диван, сказала как на духу: «Девочки, папы больше нет». У Иришки на время отнялись ножки.
Проводить Артема в последний путь собрались родные, сослуживцы, казаки, станичники. Не было только названного сына Пашки, его не отпустили из училища.
Вспоминая историю дружбы мужа и станичного парнишки, Елена рассказывает: «Восемью годами раньше Павлик прикипел к хуторскому атаману. Рос Пашка, крепчала дружба: нужно было «сыну» помочь – откликался Артем, нужно было подсобить «бате» - шел помогать Пашка. Павел и сейчас наведывается в их дом, справляется, нужна ли помощь.
Над могилой кружил журавль
«Арлик» погиб в конце октября 2023 года, в День белых журавлей. Елена вспоминает:
- За неделю до годовщины гибели Артема мы были на кладбище, священник служил панихиду. Над могилой кружил журавль. В это сложно поверить. Но так было.
Обелиск, увенчанный взмывающим в небо журавлем, есть на базе «БАРСА-16» в станице Раевской. На мемориальных плитах среди имен погибших бойцов - имя «Арлика».
Дочки видят Артема на фото, видео, могут почувствовать его тепло, надев кубанку, ощутить его силу, держа в руках заветную коробочку с серебряным крестом на красной муаровой ленте. Но этого мало. Им обеим не хватает папы, не хватает того, как ласково он называл их Катюней и Иришкой. Его не хватает.
- В августе 2022 года мы купили подворье, - подводит разговор Елена. - Артем говорил: будет у нас родовое гнездо, планировал отремонтировать дом, построить баню, поставить беседку, чтобы друзей собирать. Его мечту осуществляем мы с девочками. Начали ремонт, ждем, когда сослуживцы или Пашка приедут навестить, попросим перевезти из дома мамы беседку.
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ: http://t.me/kurganinskie