БАМу – 50 лет! Военнослужащие отдельного мостового батальона войсковой части № 98547 – активные участники стройки века
Самые сложные участки находились восточнее Тынды и располагались в малонаселенных местах. Железную дорогу здесь строили военные железнодорожники.
Житель Курганинска Александр Попов, майор в отставке, из 25-летнего военного стажа 12 лет находился в составе Тындинского и Чегдомынского корпусов, которые участвовали в строительстве Байкало-Амурской магистрали.
Климат - суровый, люди - приветливые
Со спецификой деятельности этого рода войск он познакомился в учебном железнодорожном полку, дислоцированном под городом Щелково Московской области. Здесь Александр Попов проходил срочную службу. Командование порекомендовало примерного солдата к поступлению в профильный военный вуз – Ленинградское высшее военное училище железнодорожных войск и военных сообщений. Профессия военного инженера, мостовика юноше подходила, и он воспользовался рекомендацией.
В 1983 году военный мостовик лейтенант Александр Попов с супругой Любой, музыкантом по образованию, прибыли в штаб Тындинского корпуса для распределения в войсковую часть, дислоцированную на БАМе.
- Мы хорошо представляли себе, что нас ждало. Во время учебы в училище общались с офицерами-бамовцами. Так что иллюзий не строили и рады были, что встретили нас хорошо. Воинский коллектив мостового батальона был сплоченным, и при заселении в небольшой бревенчатый домик соседи подарили нам мелкую домашнюю утварь (кастрюльки, утюг), дрова дали и научили печь растапливать. Со склада выдали две солдатские кровати, тумбочки. Порадовало, что заселили не в общежитие, где комнаты перегорожены тонкими фанерными стенами или занавесками, а в отдельное жилье, - вспоминает Александр Николаевич первые впечатления.
На обустройство быта новичку дали пару дней – и вперед на трассу!
На месте не стояли
Лето в Амурской области заканчивается быстро.
- Через пару дней после приезда я поехал на 142-й километр трассы, где в полевом городке находилась рота. Был август, я одет в военную летнюю форму одежды, а в первые дни сентября уже пошел снег. Пришлось просить теплые вещи у сослуживцев, пока привезут мои вещи из места дислокации части, - говорит Александр Попов. - Мы не стояли на месте: временные полевые городки перемещались вдоль трассы БАМа по мере выполнения работ на порученных объектах.
Мосты строили так: первые воины-мостовики ставили временные мосты с деревянными опорами, затем их надо было заменить на постоянные из железобетона и установить пролетные строения. Александр Попов попал на участок, где постоянные мосты уже стояли, но имелось много выявленных комиссией недоделок. Этот мостовой батальон занимался доведением мостов, водопропускных труб и других искусственных сооружений на этих участках для перевода их с временной эксплуатации для рабочего движения на участках магистрали до сдачи в постоянную эксплуатацию.
За 12 лет службы в разных должностях Александр Николаевич принимал участие в строительстве мостов и других искусственных сооружений от города Тынды до поселка Ургал Амурской области. После открытия сквозного движения направление деятельности военных железнодорожников немного изменилось. Это уже были работы по строительству, развитию инфраструктуры зданий и сооружений на участках трассы БАМа, в том числе в поселке Февральске Селемджинского района Амурской области.
На БАМе была и другая армия - северокорейская
Эта территория страны была стратегически важна не только советскому правительству.
Долгое время рядом с советскими военными железнодорожниками трудились военнослужащие Трудовой армии Северной Кореи.
Железная дорога дала импульс лесодобывающей промышленности: появилась возможность вывозить лес из труднодоступных районов.
Большинство наших рабочих было задействовано непосредственно на сооружении БАМа, а на заготовку леса решено было привлечь граждан дружественной страны - Северной Кореи.
Тогда было подписано межправительственное соглашение между нашей страной и КНДР о сотрудничестве в области заготовки леса и переработки древесины.
- Их было много – целые полки. Жили обособленно, все огорожено, на их территории стояли огромные стелы с портретами их вождя Ким Ир Сена и лозунгами на корейском языке. Солдаты были худенькими, одевались не по климату легко, на черной полувоенной форме, напоминающей спецовку рабочего, – значок с портретом Ким Ир Сена. Но очень выносливые, трудолюбивые, - рассказывает о знакомстве с корейцами Александр Николаевич.
Верил, что БАМ будет нужен
В 1984 году были официально состыкованы рельсы западного и восточного участков БАМА, но в постоянную эксплуатацию магистраль не была пущена. Полноценно пошли поезда только через 10 лет. В 1994 году войсковая часть № 33007 (ныне - № 98547) несколькими эшелонами с семьями была передислоцирована в Краснодарский край – в Курганинск.
- Спустя годы часто высказывали мнение, что БАМ - это дорога в никуда. Было очень досадно и обидно от таких некомпетентных разговоров, - говорит Александр Попов. - Я твердо был уверен всегда, что он будет нужен для экономики и обороноспособности страны. Так и есть - сейчас магистраль имеет стратегическое значение, движение по ней очень интенсивное. Можно сказать, «задыхается» от потока поездов. Было очевидно, что некоторые участки, путевое хозяйство станций, инфраструктуру необходимо модернизировать, расширять.
В Курганинске он прослужил почти 10 лет в должности офицера по информации, в запас уволен в 2003 году, но остался в войсковой части инструктором. Затем в течение 10 лет работал оперативным дежурным в администрации района и учреждении системы ЕДДС. Затем увлекся графическим и полиграфическим дизайном, выполняет работу для заказчиков на удалёнке. И это занятие Александру Попову тоже по душе.
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ РАЙОНА: https://t.me/kurganinskie