Фото Натальи Шамовой, «Курганинские известия»

Духовность
Утилиты
Типографика
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В звуках колоколов – призыв на молитву, проповедь, обращенная к душе

Не первый месяц с восходом солнца Курганинск наполняет колокольный звон. Мы слышим его перед вечерней, а с недавних пор и в полдень. Чтобы тугой невидимой нитью связать малые церкви с храмом, а земную Церковь соединить с Небесной, колокольный звон слетает и со звонницы Вознесенского храма. Его основной посыл - символическая триада - «Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю».

Колокола – образ ангельских труб, напоминающих верующим трубы ангелов, которые однажды соберут человечество для ответа Богу. Звук колокола связывают с самим Божиим гласом, призывающим людей обратиться к Нему. Его голос – голос нашей совести, призыв к добру, откровения в нашем сердце, изменяющие образ жизни к лучшему.

В меру своего благочестия с давних времен православные внимали этому гласу. Если церковный звон заставал их за делом, в пути или во время отдыха, они крестились и мысленно обращались к Богу с молитвой. Те же, кто пришел на службу, знали - после сорокового удара в Благовест начнется литургия.

Пандемия коронавируса на какое-то время изменила привычный образ жизни. Не остался в стороне и церковный уклад. Третий месяц, являя свою любовь и заботу к ближним, православные молятся вне стен храмов. Перемены коснулись и колокольного звона –верующих, находящихся вне храма, соединить свои молитвы с молитвами служителей церкви он призывает еще убедительнее.

137 ступеней, ведущих к звоннице

День за днем, преодолевая 137 ступеней вверх, на колокольню храма Вознесения Господня поднимаются звонари - Вячеслав Камбаров и Сергей Чернов.

- Пока Слава взбирается на звонницу, я делаю 12 ударов в благовест, - рассказывает Сергей.

По его словам, к 40-му удару в большой колокол Вячеслав успевает помолиться, осенить себя крестным знамением и приложиться к каждому из четырех колоколов.

Звонить непросто, а потому ребята, по возможности приходят друг другу на помощь.

Чередуются в зависимости от мирских обстоятельств и повседневных забот.

Утреня начинается в восемь. До этого времени звонарь должень исполнить свое Богоугодное дело. Следующий раз курганинцы услышат звон уже в полдень. Вместе Вячеслав и Сергей собираются, как правило, на вечерню, наша беседа проходит во дворе храма Вознесения Господня именно в эти часы.

Колокола стихли. Теперь уже молитва наполняет стены храма. Лица ребят сияют объяснимым теплым светом.

Спрашиваю о том, что на душе.

- Отзвонив, каждый раз ощущаю обновление. Словно заново родился, - говорит Вячеслав. – Там, наверху, ударяя в колокола, как-то по-особенному чувствуешь любовь Бога. Испытываешь любовь и к Господу, и ко всем людям. Это состояние можно сравнить с ощущениями после покаянной молитвы и причастия. Переплетаются физический и духовный труды: звонишь, молишься Богу. Господь пострадал за всех, и я молюсь о человечестве.

По мнению Сергея, для каждого верующего колокольный звон что-то личное. В его случае - ободрение души, радость слуха.

- Впервые я поднялся на колокольню с тем, чтобы помочь Вячеславу заменить древко, на котором висят колокола, - рассказывает он. - Спустя несколько дней попробовал себя в звонарях. Страха не было. Был интерес. С Господом все возможно. Сейчас в моей жизни так.

Без веры нет пути в звонари

Чтобы звонить в колокола, не обязательно иметь выдающийся музыкальный слух. А вот иметь веру в Бога – условие неотъемлемое.

Вячеслав Камбаров воцерковляется порядка пяти лет. Но семечко веры в его жизни начало прорастать еще в раннем детстве.

- Когда я был ребенком и жили в селе Привольном, бабушка Евдокия читала мне Библию, брала на домашние службы, - вспоминает Вячеслав. – На молитву мы собирались в хатах станичных православных. Позже открылся один из притворов храма. Помню, в его стенах хранилось зерно. До открытия мы с ребятами забирались внутрь. Я любил рассматривать иконы, настенную роспись.

О том времени Вячеслав помнил только картинки и ощущения. За давностью времени название храма забылось. Вместе, благодаря интернету, нам удалось восполнить этот пробел. Оказалось, в Армении, в центре казачьего села Привольное до сих пор высится возведенный в конце 19 века храм. Служба в нем проводится только по праздникам. Лестница на звонницу напоминает крутой, корабельный трап. На колокольне три колокола. Самый большой - именной. На нем отлита надпись «Архангел Михаил. Село Привольное».

Уже в Курганинске Надежда, мама Вячеслава, десять лет подвизалась в свечницах храма Вознесения Господня.

По словам Вячеслава, В Первую мировую войну его прадед был пленен, но с Евангелием не расстался и  живым вернулся домой. С верой в Господа прошли Великую Отечественную войну деды – Петр и Ефим.

 Сергей Чернов - местный. Крещение принял в храме Вознесения Господня. А вот к осознанному воцерковлению пришел не так давно, порядка пяти лет назад. Сегодня на воскресных службах рядом с ним можно увидеть близких.

По словам Сергея, с утра, когда воздух разряжен, колокольный звон слышен во дворе его дома. А это, ни много, ни мало, порядка трех километров по прямой.

У каждого колокола «голос» особый

В былые времена на звоннице храма Вознесения Господня было семь колоколов. Сегодня мы слышим четыре, по числу евангелистов. Должно быть. И в этом есть особый Божий промысел.

- Зазвонные колокола с их дискантными голосами, мы сняли перед Пасхой. Планировали почистить к празднику, поменять прогнившее акациевое древко на швейлер, - рассказывает Вячеслав.

Стараниями этого звонаря на колокольне появилась небольшая иконка Богородицы «Казанская», а трос, ведущий к колокольному «языку» благовеста украсила литая белоснежная голубка. Педаль для боя в большой колокол, тоже его рук дело.

- Колокольный звон и раньше касался души. Но полноту радости от его звучания я ощутил лишь, когда поднялся на колокольню и сам ударил в колокола, - делится Вячеслав.

Его первый звон оказался совсем простым. В учителях были юные пономари - Андрей, Михаил и Серафим.

- Ребята били в три колокола, четвертым добивали. Я какое-то время учился звонить по виртуальным урокам Московской школы звонарей «Колокольный Градъ», - делится Вячеслав. – Жаль, что у нас нет полноценной зазвонной группы. Те колокола, что были, мы зачистили, покрыли лаком. Треснувший заварили. Но он не войдет в строй. Потерял звук. Один из колоколов оказался с пожарной каланчи, мы это поняли по толстому слою красной краски. Чтобы колокола были достойны молитвы к Господу, выливаться они должны по церковным канонам, из колокольной бронзы.

Колокольный перебор Сергея похож на перебор Вячеслава.

Если ударить во все три колокола разом, уловлю звучание каждого, - говорит Сергей. – У каждого колокола свой «голос».

В миру Вячеслав трудится сварщиком, Сергей – водитель большегруза.

После замены древка в планах ребят привести в порядок большой колокол: зачистить, вскрыть лаком, чтобы ржа не ела.

Благая весть

Колокольный звон Храма Вознесения Господня вплетен в ткань службы, начиная с 1916 года. Тогда благовест был тяжелее нынешнего в десять раз и весил пять тонн. В хорошую погоду его было слышно в соседних станицах. Поговаривали, когда в 30-е годы его сбрасывали с колокольни, гул от удара был слышен даже в адыгейских аулах. Как такой тяжелый колокол в начале прошлого века доставили в станицу и подняли на колокольню, на какие нужды он был переплавлен большевиками – остается только догадываться.

Нынешний благовест подняли на колокольню в год празднования тысячелетия крещения Руси. Приблизительно в это же время появились три подзвонных колокола. Один из них датирован 1888 годом. А это значит, прежде его глас слетал со звонницы другого храма и каким-то чудом в годы гонения на церковь остался невредим. Все четыре колокола отлиты воронежскими мастерами.

Оформление современных колоколов отличается большим разнообразием: они украшаются иконами, молитвами, церковными текстами, памятными и дарственными надписями, именами заказчиков и жертвователей. На каждом из колоколов Вознесенского храма отлит приблизительно один и тот же текст «1888 Воронеж ЦПИ». Меняется только дата. Два колокола обрамлены декоративным фризом в виде трилистника, симоволизирующего Святую Троицу.

В наши дни воронежские колокола звонят во многих храмах. В их числе Валаамский и Соловецкий монастыри, церкви Польши, Сербии, Македонии, Черногории, Японии и даже США. В честь 75-летия со Дня Победы на воронежском колокололитейном заводе завершили отливку звонницы для храма Воскресения Христова, главного храма Вооруженных сил РФ. На символичную звонницу 75-метровой высоты подняли 18 колоколов. Самый большой - весом 10-тонн.

- Нам наше деды достояние оставили, - говорит звонарь Сергей Чернов. - Почтить Господа Бога наша христианская обязанность. И потому, я очень надеюсь – когда пандемия сойдет на нет, храм наполнится прихожанами.

Пока же, мы слышим, как колокольный звон наполняет округу, проникает в окна наших домов. В это время к каждому православному приходит понимание: в храме есть живая душа, которая на своем месте делает свое дело. А стало быть, завтра все будет хорошо.

 

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Яндекс.Погода