45 лет назад хлеборобная страда вошла в жизнь Виктора Елтавского, сегодня вместе с ним в поле - сын и внуки
Виктор Елтавский помнит то время, когда по полю ходила двойка: гусеничный трактор, прицепной комбайн с копнителем. В наши дни в фермерском хозяйстве Елтавских урожай убирают современные зерноуборочные машины. О том, почему делом жизни стало поле, чем запомнились жатвы разных лет, говорили с Виктором Егоровичем в полевом вагончике.
На пшеничном поле размером 119 футбольных полей убирают два комбайна: «Джон Дир 9670» и «Акрос 595».
Озимый клин хозяйства – 436 га. Под пшеницей – 370 га. Елтавские не боятся сортосмен, знают: у новинок кубанской селекции высокий потенциал.
Вместе с Виктором Егоровичем в поле - сын, он же глава фермерского хозяйства, внуки Дмитрий и Виктор.
В этом году на продажу фермеры вырастили новые сорта пшеницы «школа» и «стиль 18», не так давно пополнившие реестр Национального центра зерна им. П. П. Лукьяненко.
На лучших полях «школа» показала 82,4 ц/га, «стиль 18» - 68 ц/га.
На участках размножения, по соседству с проверенным временем сортом «таня», в этом году зрели новинки кубанской селекции – «монэ» и «кольчуга».
- «Кольчуга» насыпала 93 ц/га, «монэ» - 80 ц/га, «таня» - 82 ц/га, - делится мой собеседник. - Переживали, что в период налива зерна озимых скажется дефицит влаги. Справились, показали не только урожайность, но и качество: «монэ», «таня», «кольчуга» - 3-й класс, «школа» - 4-й.
Такой ранней уборки, как в этом году, Виктор Егорович не припомнит.
- Нынешняя жатва - самая ранняя на моей памяти, - говорит он. – Вошли и закончили уборку в июне. Было дело, в июле заканчивали, в августе, но чтобы в июне – такого не было.
Узнав из разговора, что нынешняя страда у Елтавского-старшего юбилейная, поговорили о жатвах разных лет, о том, какой дорогой судьба вела в поле.
Тяга к земле – в крови
Дед и отец Виктора Егоровича были ездовыми, бабушка с мамой - полеводами.
- В уборку отец уходил - я еще спал, приходил – я уже спал, - вспоминает мой собеседник. Тем летом маленький Витя увидел, в чем соль хлеборобной страды.
- Комбайны были прицепные, без кабины, - рассказывает Виктор Егорович. - Тянули их гусеничные тракторы. Пыль, полова, остья летят. Трактор дымит, тарахтит. Подъезжаем к комбайну - лошади взвиваются, фыркают, норовят сорваться с места. И так раз за разом. Тракторист, комбайнер, штурвальный, прицепщики – в очках, закрытой одежде.
Очки – не дань моде, даже не защита от солнца: «авиаторы» спасали глаза хлеборобов от копоти, защищали от острых обломков остьев и пыли.
В начале пятидесятых машин в совхозе не было. Зерно с поля на ток перевозили гужевым транспортом.
- Наполнился бункер, под разгрузку подходит лошадь с телегой. На телеге - большой деревянный короб с заслонкой, в нее из шнека сыплется зерно, - продолжает рассказывать мой собеседник. – Короб – не самосвал. Чтобы выгрузить зерно, на току лошадей поворачивали на 90 градусов, мужики подлазили под телегу, упирались спинами и переворачивали ее.
В те годы гербицидные и инсектицидные обработки не проводились: пшеница отвоевывала место под солнцем у жирующего на кубанских черноземах осота, обмолоченное зерно шевелилось в буртах от клопа-черепашки.
Тот же самый чернозем в паре с горохом, люцерной, коноплей помогал вырастить качественное зерно.
На току зерно подчищали, им же расплачивались с колхозниками. Бабы пекли домашний хлеб. По тем временам у колхозников и мысли не было, что хлеб можно купить в магазине.
Раз в неделю – в субботу или воскресенье, бабушка заводила тесто, - вспоминает Виктор Егорович. - Хлеб моего детства - высокий, пышный, с хрустящей корочкой. Он и на пятый день не черствел, не крошился.
В семье Елтавских и сейчас нет-нет выпекается домашний хлеб. Правда, не в печи, как прежде – в хлебопечке. Да не каждую неделю, по настроению. Балует домашних Лидия - супруга Виктора Егоровича.
Первую зарплату заработал водовозом
Чтобы прокормить лошадей, в совхозе высевали овес. Его уборкой завершали жатву.
Первую зарплату Виктор заработал водовозом. Подростком, во время летних каникул, дважды в день наполнял колодезной водой двухсотлитровую бочку и объезжал поля.
В школьные годы он мечтал крутить баранку машины. Дорога жизни построила другой маршрут: после школы плодосовхоз направил осваивать профессию агронома садовода-виноградаря, потом - зоотехника.
С полем жизнь свела только в 1979 году, с назначением на должность парторга.
- Перед уборкой в хозяйствах района проводили предуборочные совещания, на них говорили о том, как важно убрать хлеба в срок и без потерь, рассказывали о соревнованиях, - вспоминает мой собеседник. – Наш совхоз не был исключением, мы тоже проводили совещания. Настрой хлеборобов на жатву и был моим вкладом в уборку. Вымпелы, грамоты, премии тоже готовил я. Награждали ими не только комбайнеров и водителей, но и рабочих мехтоков, механизаторов послеуборочных комплексов.
Сев и жатва – под контролем
Закладывать и убирать урожай Виктору Егоровичу довелось в Петропавловском семсвеклосовхозе. Пашни - 7100 га. Помимо сахарной свеклы, хозяйство выращивало пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, люцерну, горох.
Делом моего собеседника было общее руководство, на первый план выходили: контроль за подготовкой техники к полевым работам, отслеживание обеспечения машдвора запасными частями, организация сева и уборки.
- Перед выходом в поле на центральной усадьбе проходил смотр готовности техники к уборке. Комбайнеры, штурвальные и водители выстраивали технику на линейку готовности, заводили машины, демонстрировали укомплектованность экипажей спецодеждой, запчастями, средствами противопожарной безопасности, - вспоминает Виктор Егорович. - Каждый старался отработать по максимуму: на кону стояли заработок и толки односельчан.
Хоть и было дело больше сорока лет назад, Виктор Елтавский до сих пор не забыл, как в конце 70-х уходила из севооборота «безостая 1», как в полях высевали новые перспективные сорта пшеницы «олимпия» и «партизанка», как позже появились сорта «аврора» и «кавказ».
По «безостой 1» нужно было собрать 42 ц/га, мы получали 44-45 ц/га, - продолжает рассказывать он. - С введением новых сортов перемахнули планку 50 ц/га. В 1990 году получили рекордные по тем временам 57 ц/га.
Рост урожайности мой собеседник объясняет не только качеством полевых работ, введением новых сортов. По мнению Виктора Егоровича, свою роль сыграли новые высокопроизводительные комбайны «Дон 1500». Благодаря им сократились сроки жатвы и потери.
Во время летних каникул помощником комбайнера подрабатывал Саша Елтавский, нынешний глава фермерского хозяйства. На «Донах» зерно молотили передовики, начинающему хлеборобу доверили «Ниву».
В фермерах – три поколения
Базой для фермерского хозяйства Елтавских в середине 90-х годов стали 17 га паевой земли. Посевной клин рос за счет наделов односельчан и раскорчевки старого сада.
Сейчас в севообороте – 900 га, без малого половина - под озимыми.
Часть полей - на склонах. Ландшафт живописный и вместе с тем непростой: чтобы защитить почву от эрозии, предупредить снос удобрений и пестицидов, нужны знания и особый подход.
В фермерах - три поколения. Александр и его дети окончили Кубанский госуниверситет. Александр руководит фермерским хозяйством, Дмитрий - агроном, Виктор отвечает за автоматизацию, работу компьютерных программ, а еще третий год во время хлеборобной страды отвозит зерно с поля на ток.
Поля Елтавских граничат с сельхозугодьями фермеров Маньшиных. Вместе с главой хозяйства Михаилом Михайловичем в поле работают сыновья Денис и Андрей. В уборку один молотил зерно, другой перевозил пшеницу с поля на ток. Денис и Андрей – внуки Виктора Елтавского.
В наши дни успешный фермер должен множить не только гектары, но и знания. Наряду с проверенными технологиями, Елтавские внедряют новые. Какие-то идеи и знания приходят после консультаций со специалистами Национального центра зерна им. П. П. Лукьяненко, какие-то при общении с коллегами передовых хозяйств района и края, какие-то благодаря специализированным сайтам.
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ РАЙОНА https://t.me/kurganinskie